Детско-родительские отношения
консультация на тему
Качество детско-родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детско-родительские отношения.
Качество детско-родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении.
Жестокое обращение с ребенком.
Как распознать и как его предотвратить?
Характерные особенности поведения ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку.
- Страхи, тревожности ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке «Что тебе снится страшное или, чего ты боишься днем?»
- Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным)
- Лживость, воровство
- Нарушение взаимоотношения со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстником), замкнутость.
- Печальный вид, подавленное состояние
- Санитарно-гигиеническая запущенность.
- Задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного)
Ребенок дошкольного возраста при неблагополучии детско-родительских отношениях часто попадает в ситуацию неблагополучия взаимоотношения со сверстниками. При нарушении эмоциональных контактов с родителями и со сверстниками психика ребенка дошкольного возраста находится в крайнем напряжении и данная ситуация требует от педагога осторожности, внимательности и терпения.
Характерные особенности поведения родителей детей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям.
- Не уделяют достаточное внимание здоровью ребенка
- Не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами
- Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки
- Говорят о пользе физических наказаний.
- Проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и др.
- Отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто схожесть)
- Негативно оценивают ребенка.
Факторы риска, провоцирующие возникновение в детско-родительских отношениях и жестокость.
- Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией
- Очень молодые родители (младше 17 лет)
- Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого-педагогической культуры
- Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению
- Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей
- Нежеланный (по полу) ребенок
- Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении.
Консультация для воспитателей.
«Детско-родительские отношения и их влияние на психическое развитие ребенка»
Борзова С.С.
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей.
- Запаситесь терпением
- Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении
- Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые не знаете сами
- Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам
- Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями
- Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка
- Признавайте собственную слабость, тем самым, предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным
Предварительный просмотр:
Помощь ребенку при дисгармонии в семейных отношениях
Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания.
Типы дисгармоничного семейного воспитания | |
Признаки потворствующей гиперпротекции | Признаки доминирующей гиперпротекции |
1. Воспитание ребенка – центральное дело жизни родителей | 1. Со стороны родителей много замечаний, которые не соответствуют возможностям ребенка |
2. Ребенку уделяют много времени и сил | 2. Много контроля |
3. У ребенка появляется собственный характер любви | 3. Воспитание с отрицательным знаком: «Ты сделал хорошо, но мог бы сделать и лучше» |
4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги» | 4. Много требований которые не соответствуют возможностям ребенка |
5. Чрезмерная забота о ребенке | 5. У ребенка боязнь осваивать что-то новое |
6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка | 6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по отношению к ребенку : «должен», «положено»… |
7. Требования к ребенку практически не предъявляются | 7. У ребенка неустойчивая самооценка |
Признаки повышенной моральной ответственности | Признаки эмоционального отвержения |
1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не соответствующих возрасту | 1. Ребенку предъявляется много требований |
2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания | 2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне надоел» и т.п. |
3. Часть родительских функций выполняет ребенок | 3. Много запретов |
4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования. | 4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания |
5. Тревожно-мнительные черты в характере ребенка | 5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание |
6. Ребенок не умеет спонтанно играть, действовать | 6. Жестокие наказания |
7. Ранняя взрослость у ребенка | 7. У ребенка низкая самооценка |
Признаки гиперпротекции | Признаки жестокого обращения |
1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка | 1. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний |
2. Ребенок не получает поощрений | 2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания |
3. Ребенок не получает наказаний | 3. Чрезмерность санкций |
4. Неустойчивый характер поведения у ребенка | 4.Чрезмерное реагирование родителей на незначительные нарушения поведения ребенка |
5. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания | 5. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями |
6. Игнорируются потребности ребенка | 6. Негативная характеристика ребенка |
7. Требования к ребенку не предъявляются | 7. Подчеркивание сходства ребенка с нелюбимыми родственниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...
Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происх...
Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...
Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...