Вашему ребенку исполнилось три года. Это, казалось бы, незначительное событие знаменует его переход к совершенно новой жизни. Даже если малыш остается в той же комнате, с теми же взрослыми, с теми же игрушками, его отношение к этим взрослым и этим игрушкам после трех лет становится другим. Малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным.
Конечно, каждый возраст хорош по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особенно. Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального; игра и жизнь неразличимы настолько, что нельзя сказать, играет ребенок или нет: он все делает играя и даже не замечает этого.
Это возраст активного действия, когда невозможно о чем-то думать или что-то переживать «про себя», молча – обязательно нужно говорить, двигаться, что-то делать руками и ногами и целиком включаться в то, что происходит вокруг. Это возраст, когда в жизнь ребенка шумно и уверенно входят другие дети – сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия начинают все больше заполнять его жизненное пространство.
Это возраст, когда каждый день происходят новые встречи – с цветами и птицами, с машинами и самолетами, с добром и злом. И каждая встреча – открытие нового мира, мира сказок, мира природы, мира людей.
Это возраст, когда ребенок уже может отдавать себе отчет в своих впечатлениях. Он может рассказать, что видел, что его волнует, чего он хочет. Воспоминания дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и освещают и согревают его жизнь в зрелые годы.
Словом, это, возможно, самый прекрасный возраст в жизни человека, не омраченная еще никакими заботами, счастливая пора детства, в которой многие великие писатели, поэты, художники черпали свое вдохновение.
Вместе с тем дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человека, огромный этап в его развитии: из беспомощного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, фантазировать, рассуждать, ставить вопросы и требовать на них ответа.
В дошкольном возрасте у ребенка развивается мышление. Он уже может устанавливать причинно-следственные связи между отдельными явлениями и событиями. Поэтому в четыре года – пять лет у него возникает множество «почему». Потребность понять и объяснить окружающий мир делает дошкольника маленьким мыслителем, строящим свою картину мира.
Бурно работает воображение. Если до трех лет ребенок жил и действовал только в реальной ситуации, то в четыре-пять он уже может придумать то, чего не видит, и не только придумать, но и жить, и действовать в воображаемой ситуации. Пространство его существования резко расширяется.
Одновременно дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением. Если раньше он целиком зависел от того, что ему скажут взрослые, или от того, что он видит рядом, то теперь он сам может решать, чего он хочет, что и как ему делать. Он начинает понимать, что хорошо и что плохо, и очень хочет все делать хорошо (правда, не всегда получается).
Он общается и строит свои отношения с другими детьми: вместе с ними играет, отстаивает свои интересы, уступает и помогает другим.
Однако все это достигается не сразу и не всегда. Для того чтобы эти возможности стали действительностью, нужно участие близких взрослых. Только вместе с ними и благодаря им дошкольник непрерывно и интенсивно учится. Но учится совершенно по-другому, чем взрослый или школьник.
Настойчивые требования взрослых быть внимательным, послушным, запоминать стихи и т.п. – не могут дать результата. Нельзя требовать от дошкольника того, чего он не хочет и не может делать. Нужно постараться, чтобы он сам захотел делать это. Дошкольники учатся только тому, в чем испытывают необходимость. Усваивать что-то впрок, для неопределенною будущего только потому, что этого хочет взрослый, дети до шести лет еще не способны. Они обязательно должны действовать, а не просто сидеть и запоминать новую информацию. Новые занятия, умения и способы действия – лишь побочные продукты какой-либо увлекательной и осмысленной для них – здесь и сейчас – деятельности. Чем интереснее и активнее живет ребенок в свои дошкольные годы, тем плодотворнее и полезнее будет этот период для его психического развития.
Конечно, придумать и организовать увлекательную и полезную для ребенка деятельность не просто. Но в дошкольном возрасте есть одна детская деятельность, в которой как бы сходятся интересы ребенка и взрослого. Она неизменно увлекает ребенка, и с ее помощью его можно очень многому научить. Это игра.
Ребенок играет не только в дошкольные годы, но в этом возрасте роль игры особенно велика. Именно в игре дошкольник придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми, творит и развивается. Ведущая роль игры в развитии творческих, волевых, познавательных и нравственных способностей дошкольников убедительно доказана психологами. Играйте с ребенком, учите его играть – и вы научите его быть творческим, умным, общительным и при этом сами получите удовольствие.
Дошкольное детство – это счастливый возраст не только для ребенка, но и для взрослых, живущих рядом с ним, потому что в это время ребенок еще очень привязан к маме, папе, бабушке. Он еще ничего не умеет скрывать, и на его личике написаны все его мысли и переживания (потом эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется).
Но это уже не беспомощный и покорный младенец, а самобытный и в чем-то самостоятельный человек, со своими желаниями и представлениями. С ним многое можно делать вместе, его можно увлечь новыми играми, рассказами, занятиями. Он охотно откликается на предложения взрослых. Общие занятия, включенность в жизнь детей могут помочь уже солидным людям заново пережить эту счастливую пору дошкольного детства, конечно уже в новом качестве. Но жизненный опыт, любовь к ребенку помогут взрослым проникнуть в его желания и интересы, понять его радости, его трудности, оценить важность и прелесть дошкольного детства.
Счастливое детство не дается само собой. Богатое воображение, способность перевоплощаться в игре, любознательность и интерес к окружающему – все эти щедрые дары детства реализуются только в том случае, если рядом и вместе с ребенком живут любящие и внимательные взрослые, которые умеют правильно общаться с ним, понимают его переживания и открывают перед ним пока что незнакомый, необъятный мир. |