Роль пальчиковых игр в развитии речи
консультация (средняя группа) на тему
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:
- Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
- Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).
Советы логопеда:
- развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.
- разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
- каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
- говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- используйте упражнения для развития мелкой моторики.
Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:
- Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
- Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).
Советы логопеда:
- развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.
- разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
- каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
- говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- используйте упражнения для развития мелкой моторики.
Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и здоровья детей дошкольного возраста.
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. По...
"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.
Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.
В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в ра...