СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ – ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
консультация на тему
Теоретическое консультирование по теме «Как научить ребенка учить стихотворения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_konsultatsiya_fevral.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ – ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
ДЕЛАЙТЕ!
1. Радуйтесь вашему малышу.
2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что – нибудь.
3. Когда малыш сможет вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
4. Если вы увидели, что ребёнок что – то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
5. Разговаривайте с ребёнком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
6. Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
7. Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку.
8. Говорите с малышом короткими фразами.
9. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.
10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
11. Говорите медленно.
12. Будьте терпеливы.
13. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастёт.
14. Каждый день читайте ребёнку.
15. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
17. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
18. Поощряйте игры с другими детьми.
19. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет вам пересаживать цветы, вешать полки.
21. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он слушает их снова и снова.
22. Помогите ребёнку выучить его имя и фамилию.
23. Если ребёнок начал что – то коллекционировать – кораблики, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
25. Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
27. Не теряйте чувства юмора.
28. Играйте с ребёнком в разные игры.
29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем – то занимаются вместе.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
1. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, – другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребёнка делать то к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребёнка делать что – нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем – то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
6. Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».
8. Не надо критиковать ребёнка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать внимание на вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок.
11. Не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех ваших чувств (мама устала); абстрактных рассуждений и объяснений.
12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
СЛУХ
Бывает ли, что:
– когда вы зовётё ребёнка из соседней комнаты, он не реагирует и по – видимому, не слышит вас?
– ребёнок «упускает» что – то, сказанное в его присутствии?
– часто «проглатывает» окончание слов?
– когда вы разговариваете с малышом, он пристально следит за вашей мимикой?
ЯЗЫК И РЕЧЬ
1. Трудно ли понять, что говорит ваш малыш?
2. Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
3. Мог ли он произносить слова в три года?
4. Говорил ли он предложениями в четыре года?
5. Трудно ли ребёнку подбирать слова?
6. Стесняется ли он разговаривать?
ЗРЕНИЕ
1. Щурится ли ребёнок?
2. Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
3. Как далеко он садится от телевизора?
Если вы заметили какие – либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистами.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ДОМА.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:
1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
2. Читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всём остальном.
4. Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.
5. Сделать для ребёнка карточки с повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.
7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и бязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.
8. Обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми.
9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
10. Сами родители должны подавать ребёнку пример, читая книги, газеты, журналы.
11. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребёнок, во – первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во – вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
Чтение можно сравнивать с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам – будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться зыком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Теоретическое консультирование по теме «Как научить ребенка учить стихотворения».
При подготовке использованы материалы: Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., «Просвещение», 1972 – с 135 – 140.; Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., Просвещение, 1990. – с 203 – 206.
Дети очень любят стихи, с удовольствием слушают и стараются запомнить. Стихотворение действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легко и быстро. Вот почему песни и стихи. Если они соответствуют возрасту, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, интонацию. Эти музыкальные слуховые восприятия связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития языкового чутья ребенка, его художественного вкуса.
Стихотворения для детского восприятия необходимо подбирать с учетом интеллектуальных (чтобы было понятнее ребенку) и речевых возможностей (чтобы мог повторить хотя бы одно последнее слово в каждой строке или слог последнего слова). Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и тогда ребенок быстрее и легче запомнит стихотворение. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, который формирует его собственную речь. Потому – то, принимая во внимание легкость, с которой стихи запоминаются детьми. И следует быть крайне осторожными и разборчивыми при выборе стихотворений для заучивания.
Выбирая стихотворный материал, прежде всего, нужно обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Требования, которые должны предъявляться к стихам для малышей: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Как выучить с ребенком стихотворение или, вернее, что нужно сделать, чтобы ребенок запомнил стих. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются по многу раз и ребенок сам требует их прочитывания. Память на ритмическую рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.
Приемы, с помощью которых ребенку будет легче запомнить стихотворение:
- Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым (желательно наизусть).
- Лучше, если стихотворение сопровождает какой – то реальный процесс, игру ребенка или соответствует картинке (имеет наглядно действенную или наглядную опору).
- Потом задайте вопросы по содержанию стихотворения, помогите ребенку уяснить его основную мысль.
- Читайте строки по отдельности, можно не договаривать последнее слово в строке.
- Можно ваше собственное чтение сопровождать прохлопыванием ритма руками ребенка (руки ребенка в ваших руках).
Стихотворения, которые рекомендуются для заучивания в этом возрасте: «Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы…»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…» из «сказки о царе Салтане»; С. Черный «Приставалка»; К.Чуковский «Елка» в сокр.; А. Барто «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов «Петушки»; Е. Ильина «Наша елка» в сокр.; В. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?».
Обучение ребенка рассказыванию.
(составлено по пособиям: Коротковой Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., «Просвещение» 1978, с 4-15; Гербовой В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М., «Просвещение», 1981 с 19)
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихонова писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Следует отметить, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого воздействия и руководства со стороны взрослых.
Развитие речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни: в наблюдениях, играх, труде, чтении книг, показа мультфильмов и т.д.
Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.
Монологическая речь формируется в недрах диалога, как основной формы речевого общения. Диалог – первая ступень развития связной речи ребенка.
Разработаны приемы формирования диалогической речи:
- В быту и на занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи, детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.
- Детей учат задавать вопросы.
- Взрослый учит слушать и активно включаться в разговор.
- Участие ребенка в драматизациях.
У детей четвертого года наблюдаются попытки составлять маленькие рассказы об игрушке, предмете. Для того, чтобы ребенок связно рассказал о чем – либо, нужно помочь ему «увидеть» объект и его свойства, качества; подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.
Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Все проводится в игровой форме.
Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Взрослый учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умения передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия, его кульминацию и развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.
Остановимся на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Ребенок сначала должен рассмотреть игрушку, предмет. Надо научить его наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень его соответствия описываемому объекту и его признакам.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых взрослый помогает ребенку лучше познакомиться с объектами описания.
Вот несколько схем, по которым можно составить описательный рассказ.
Тема «Ягоды». План рассказа:
-Что это?
-Где растет?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Съедобная или несъедобная?
-Что можно из них приготовить?
Тема «Игрушки». План рассказа:
-Что это?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Из чего сделано?
-Как можно с ней играть?
Консультация для родителей.
К 23 февраля
1. Выучите с ребенком эти строчки и сделайте сюрприз папе. Сопровождать процесс передвижения простыми и несложными словами по дороге на прогулку, в детский сад: Сядем в машину. Поехали.
Папа сильный и родной
Защищает нас с тобой.
Папу очень я люблю,
Быть как папа я хочу.
Папа меня учит
Плавать и нырять.
А зимой на лыжах
С горочки съезжать.
Сяду я в его машину
И поеду в детский сад.
Обниму его покрепче,
Чтобы был он очень рад.
Сяду я в его машину
И поеду в детский сад.
Обниму его покрепче,
Чтобы был он очень рад.
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие голоса.
Инструкция: широко растяните губки (демонстрируйте, подчеркивая положение губ рукой). И – и – и – и – и (отрывистое пропевание на одной ноте и плавное пропевание с сопровождением руки).
Будем, как летчик. Заведем мотор у самолета вот таким звуком (показываем символ звука (и)). Какой это звук?
Заведем мотор самолета вот так. Слушай внимательно.
Ииииииии, иииииии (с повышением и понижением тона и подкреплением рукой).
И, И, И; И, И, И (отрывисто с подкреплением рукой).
Са – мо – лет, по – ле – ти (прохлопывает и пропевает фразу).
3. Обогащение словарного запаса. Лексическая тема недели «Мой папа». 23 феврала – день защитника отечества. Побеседуйте с ребенком об этом празднике, что он означает, рассмотрите иллюстрации или можно посмотреть вместе с ним какую – либо передачу. Расскажите, что и папа тоже защитник. Можно показать ребенку фотографии папы, когда он служил в армии, расскажите, кем он был – пехотинцем, танкистом, летчиком, моряком и т.д. Папа сильный, смелый, храбрый. Хочешь быть таким же, как папа?
Папа по небу летает,
Нас с тобою защищает.
В небо высоко взмывает,
Самолетом управляет.
Кто управляет самолетом? Летчик.
Папа танком управляет,
Нас с тобою защищает.
Очень метко он стреляет,
В цель из пушки попадает.
Кто управляет танком? Танкист.
Волны плещут на просторе,
Папа мой выходит в море.
Защитит меня везде
На военном корабле.
Кто плавает на военном корабле? Моряк.
Наш папа защитник.
4. Развитие общей моторики.
Сядем в самолет и полетим.
В небе самолет летит, Идем по кругу с широко расставленными
Смелый летчик там сидит. в стороны руками (крылья у самолета)
Самолетом управляет, Руками изображаем вращательную работу мотора
Очень высоко взлетает. Поднимаемся на носочки, вытягиваем руки вверх
Он покружится сейчас Кружимся вокруг себя, широко расставляя руки
И покажет высший класс.
На посадку он пойдет Идем с широко расставленными руками, покачиваясь
И посадит самолет. из стороны в сторону
5. Развитие речевого дыхания. Станем моряками.
Волны бушуют, в море выходить опасно, надо успокоить его.
Подуем, успокоим море. Вот так (дуем на султанчик).
Вы, маленькие ветерки, подуйте тихо. Вот так. Султанчик шуршит тихо.
6. Развитие ритмической организации речи. Прохлопайте слова: лет – чик, тан – кист, мо – ряк.
7. Пальчиковая гимнастика.
Станем танкистами.
Танк наш движется вперед Сжимаем и разжимаем кулачки с продвижением вперед
по поверхности бедра
И мотор его ревет Стучим кулачком по кулачку
Ы – Ы –Ы Трем ладошку об ладошку
Так мотор его ревет. Стучим кулачком по кулачку
Мы танкисты смелые, Отведение и привидение больших пальцев к сжатым кулачкам
Бравые, умелые. Хлопаем в ладоши
Коммуникативные особенности ваших детей.
(составлено по пособиям: Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997 – с 21-44, 298 – 299; Филиппова Ю.В. Ребенок учится общаться. От рождения до 5 лет. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005.)
Прежде чем говорить об особенностях развития и характере общения с ребенком, давайте попробуем определить, что же такое общение, коммуникативные способности, какие функции они несут и какова их структура. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования. Синонимом общения для нас является термин коммуникативная деятельность.
Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Мы выделяем две вот такие функции: 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата) и 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие… с целью налаживания отношений). А еще общение может выполнять третью функцию – познание людьми друг друга.
Психологи определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, ее интерпретация, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Действия, которые составляют процесс общения, могут быть самыми разнообразными. Общение происходит и тогда, когда вы разговариваете с малышом, рассказываете ему что – то или поете песенку (вербальные или словесные действия), и тогда, когда вы просто обнимаете его или поглаживаете по головке (невербальные или физические действия). Каждый момент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.
На первом году жизни у малыша складываются первые две составляющие коммуникативной потребности. Сначала громким плачем он привлекает внимание родителей к себе (а это уже общение!), а затем сам проявляет внимание к ним – малыш улыбается при появлении мамы, тянет к ней ручки, радостно стучит ножками когда она приближается, постепенно начинает различать знакомых и незнакомых людей. В ходе общения со взрослым происходит и физическое, и эмоциональное, и психическое развитие ребенка. Без общения, без взаимодействия с близкими людьми ребенок не сможет стать полноценным человеком, что доказывает многочисленные истории о жизни «современных Маугли». Например, известный детский врач М.И. Буянов на страницах своей книги рассказывает следующую легенду.
В IV веке при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца без всякого обучения заговорит по – китайски, сын араба – по – арабски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и их национальная принадлежность в этом плане не имеет особого значения. Падишах разрешил спор таким образом. Он велел поместить новорожденных разных наций в комнату, до которой не доходили звуки человеческого голоса. Ключ от комнаты, в которой находились дети, Акбар носил у себя на груди. Так прошло 7 лет. Через 7 лет комнату вскрыли, и вместо человеческой речи (да еще и на разных языках)ученые услышали нечленораздельные звуки, блеянье, мяуканье, лай и т.д. Эти дети не говорили ни на одном языке. Они были слабоумными.
Может быть, эта история покажется вам жестокой, но она наглядно иллюстрирует, какую роль играет общение для интеллектуального и личностного развития ребенка.
Конечно, потребность в общении появляется у ребенка постепенно, она развивается в ходе его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, вместе с тем развиваются и способность малыша к общению, и его коммуникативные навыки. Психологи определяют способность к общению как некоторые индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость другими людьми. Способность к общению включает в себя три основных составляющих, «три кита», на которых она основывается и без которых не может существовать:
- Я хочу общаться
- Я знаю, как общаться
- Я умею делать это
Папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование системы его ценностей.
В ходе общения малыш начинает понимать, что его любят и ценят, что он нужен своим близким, своим маме и папе. У него возникает потребность в общении, которая реализуется сначала во взаимоотношениях со взрослыми, а затем, когда ребенок становится старше, и во взаимоотношениях с другими детьми. Эта потребность включает в себя четыре связанных друг с другом компонента:
- Внимание к другому человеку, желание его познать
- Эмоциональная оценка действий и поступков другого человека
- Попытки привлечь внимание другого к себе, т.е. самому стать объектом внимания
- Чувствительность к эмоциональной оценке своих действий
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
«Горы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное поведение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
Однако, вы, как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее.
- Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, не раз приходилось слышать: «Да он разговаривает точь – в – точь, как его отец!».
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем он может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща каждому ребенку.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.
- Следует уделять ребенку больше времени, так как влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
- По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие малыша огромно, и чем раньше мы с вами осознаем это, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Наша задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знание, как это делать, и умение его применять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Делать ли уроки с первоклассником?
Делать ли уроки с первоклассником?Безусловно, родители обязательно должны интересоваться тем, как проходит школьная жизнь их ребенка. Если же малыш ещё первоклассник, то простыми расспросами и просмат...
Советы родителям ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Советы для родителей как вести себя с ребенком в той или иной ситуации....
Советы родителям "Делать - Не делать"
Здесь вы найдете некоторые рекомендации к поведению с детьми, надеюсь, они будут полезны многим....
Советы родителям "ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?"
Консультация-советы для родителей...
Советы родителям — делать или не делать?
Советы родителям — делать или не делать?...
Советы родителям Делать или Нет
Советы родителям Делать или Нет...
Советы родителям "Делать или не делать?"
Советы родителям: "Делать или не делать"....