Консультация для родителей
консультация на тему

Вдовкина Екатерина Станиславовна

Таланты на кончиках пальцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talanty_na_konchikah_paltsev.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Таланты детей – на кончиках их пальцев»

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и высказывания известных людей. Так великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», а ярчайший философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». Действительно, исследования современных физиологов доказывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Т.е., развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только речь и рука плохо развиты. Пишут медленно, неуверенно, не видят строки, не соблюдают интервал между буквами и т.п.». Развитый мозг и неразвитая рука, а, следовательно, и речь – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и вас, родителей, в панику. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют различные приемы и методы. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их, вызывая ощущение тепла, с помощью массажа. (Показ каждого вида)

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают подушечку пальца, медленно опускаясь к его основанию.
  • Массаж ладонных поверхностей металлическими или стеклянными шариками или камешками, грецкими орехами: прокат между ладонями, между пальцами, удерживание между пальцами.
  • Массаж шестигранными карандашами. Грани легко укалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимая напряжение и усталость. Детей учат пропускать карандаш между пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
  • Массаж «четками». Перебирание бус развивает мелкую моторику и успокаивает нервную систему.

Кроме массажа, для развития моторики используют различные пальчиковые игры. Их можно условно разделить на группы: (Показ и объяснение их влияния на развитие тех или иных психомоторных способностей)

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Помоем руки», «Погреем руки», «Гуси щиплют травку», «Надеваем перчатки» и т.п.).
  • Игры-манипуляции («Сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка» и т.п.).
  • Сюжетные пальчиковые игры («Пальчики здороваются», «Очки», «Стул», «Колокольчик», «Зайчик», «Утка» и т.п.).
  • Театр в руке («Теремок», «Апельсин», «Как у бабушки Наташи» и т.п.)
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга», «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки»).

Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений используют упражнения с различными материалами и мелкими предметами:

  • конструирование из счетных палочек;
  • лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;
  • обрывание бумаги разной плотности фактуры;
  • сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;
  • оригами;
  • аппликация из природного материала;
  • выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;
  • завязывание бантов и узлов;
  • игры с клубочками ниток;
  • работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т.п.

Такие игры и упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, мышление, устраняют психическую напряженность, благотворно влияют на мозг и нервную систему. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание, возможности. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут только разочарование и раздражение. Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и приносила ему только положительные эмоции и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а, следовательно, отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...