Консультация для родителей "Что такое адаптация к детскому саду?"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Психологические особенности протекания процесса адаптации у детей раннего возраста. Уровни адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_adaptatsiya_k_detskom_u_sadu_i_kak.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности протекания процесса адаптации у детей раннего возраста.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И не напрасно. Ведь ребёнку предстоит адаптироваться, т. е. привыкнуть к новым социальным условиям. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст (1 – 2 года), в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трёхлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребёнок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка немалых усилий. От того, насколько ребёнок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит не только течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, но и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремиться к близкому контакту со взрослыми или, наоборот, раздражённо отказывается от него, сторониться сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: лёгкую, среднюю и тяжёлую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При лёгкой адаптации в течение месяца у ребёнка нормализуется поведение по тем показателям, о которых говорилось выше:
- ребёнок спокойно и даже радостно начинает относиться к новому детскому коллективу;
- аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной - двух недель;
- к концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру;
- отношения с близкими людьми у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбуждён;
- снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 – 3-й недели восстанавливается, острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче и длительнее:
- настроение неустойчиво в течение месяца;
- сон и аппетит восстанавливаются только через 20 -40 дней;
- значительно снижается активность: малыш становиться плаксивым, малоподвижным, не стремиться исследовать новое окружение, не пользуется приобретёнными навыками речи (все эти изменения держаться до полутора месяцев);
- отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула (запоры, поносы), бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щёчки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза (особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу вызывает состояние тяжёлой адаптации. Один из вариантов течения тяжёлой адаптации:
- ребёнок начинает тяжело и длительно болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходиться сталкивается.
Другой вариант: неадекватное поведение ребёнка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием.
- аппетит снижается сильно и надолго, у ребёнка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить;
- малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий;
- во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.
Нам, взрослым, трудно осознать степень страданий ребёнка. Ребёнок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей. Но всё же он вызывает меньше беспокойства у детских психологов, чем ребёнок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Желательно ли привыкание к яслям такой ценой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Период адаптации к детскому саду
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Консультация для родителей "Механизм адаптации к детскому саду"
Адаптация детей к детскому саду...
Консультация для родителей : "Организация адаптации к детскому саду".
В данной консультации рассматриваются основные проблемы, с которыми могут столкнуться родители, при поступлении ребёнка в детский сад. Данны рекомендации как подготовить ребёнка ...
Консультация для родителей "Период адаптации в детском саду"
Консультация для родителей "Период адаптации в детском саду"...
Консультация для родителей "Правила адаптации к детскому саду".
Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое время будет сильно скучать по маме. Не волн...
Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2
laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...
Консультация для родителей "Что такое адаптация к детскому саду"
Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение.По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы с...