Консультация для родителей о ФГОС.
консультация (старшая группа) на тему

Планкина Валентина Тимофеевна

Консультация для родителей о ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_fgos.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»

Консультация для родителей

«Родителям о Федеральных государственных стандартах дошкольного образования»

                                                                           

                                                                            Воспитатель Планкина В.Т.

                                         

                                              2014г.

        С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 11 «Закона об образовании»  и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

          ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова (директор Федерального института развития образования, руководитель рабочей группы ведущих экспертов в сфере дошкольного образования, которая разрабатывала проект ФГОС ДО) «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Основными целями ФГОС ДО является:

  • Обеспечение  государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требование к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня дошкольного образования.

          Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

        Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

        Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

         Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

             Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

             При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

         Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

            В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

             Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

      Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

       Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

      Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

            Если говорить о  содержании дошкольного образования, то необходимо отметить,  обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

       Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

       Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей,

 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

           В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

    Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Взаимодействие с родителями;

          Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

          И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

    Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

         Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

 Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

         Главные задачи дошкольной организации:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) ;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

-формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Основные принципы:

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

-индивидуализация дошкольного образования;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательного процесса;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

В Стандарте определен «портрет» выпускника дошкольной организации:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

          Здоровье – это еще не все, но всё без здоровья – ничто» - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Формирование здорового образа жизни в дошкольной организации происходит непрерывно и целенаправленно

           Требования Стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования это:

- это обеспечение развития детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей в следующих образовательных областях:

-коммуникативно-личностное развитие-развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

-познавательно-речевое развитие - сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора воспитанников.

- художественно-эстетическое развитие-развитие продуктивной деятельности детей в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

-физическое развитие - сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

         Образовательная программа дошкольного образования отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

-предметно-пространственная развивающая образовательная среда - пространство группы оснащено большим количеством развивающего материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- характер взаимодействия с взрослыми;

-характер взаимодействия с другими детьми;

-система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

Требования к условиям реализации образовательной программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, без которых нельзя достичь необходимых образовательных результатов и решить задачу сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольной организации.

Таким образом, меняются требования к воспитателю, к его профессиональной подготовке.

Дошкольная организация предполагает тесное взаимодействие с семьей. Праздники, развлечения, спортивные досуги, мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха. Поэтому считаю, что прежде, чем ребенок пошел в школу, родители, воспитатели и педагоги обязаны подготовить его к этой социальной роли – роли школьника.

       Уважаемые родители! Обратите внимание на то, соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены, может ли он сам себя обслужить в повседневной жизни (надеть пальто или куртку, завязать шнурки, убрать со стола посуду и т. д., соблюдает ли режим дня. Можете ли вы утверждать, что ваш ребенок готов самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и со взрослыми? Необходимо воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, способность проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». У вашего ребенка в этом возрасте уже должна быть сформирована культура общения и культура поведения со сверстниками и взрослыми, культура организации совместной деятельности, сотрудничества, умение организовать свой собственный досуг, свою деятельность.

У детей в возрасте 6-7 лет проявляются такие качества, как готовность решать задачи, связанные с освоением учебного материала:

-восприятие;

-внимание;

-элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата) ;

-развита мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием, лепкой и др.)

Игровая деятельность со взрослыми, сверстниками способствуют усвоению детьми системы моральных норм и взаимоотношений, формированию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, сотрудничества и взаимопомощи, а также способности к осознанию и оцениванию своих действий, поступков, мыслей («что такое хорошо и что такое плохо», определять свое знание и незнание, т. е. иметь объективную самооценку своего «я» и другого человека.

          Обратите, пожалуйста, внимание на формирование семейных ценностей: любовь к родным и близким, забота в семье друг о друге, почитание старших, чувство уважения к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Подумайте, чему учат детей ваши семейные праздники, традиции: любви к родному дому, городу, Родине, доброжелательности к людям, стремление к здоровью. Если это так, то все это вместе взятое воспитывает, развивает и формирует вашего сына или дочь как человека. А это и есть самое важное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей о ФГОС

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Мини-консультация для родителей о ФГОС.

Федерально-государственные стандарты в образовании дошкольника....

Мини-консультация для родителей о ФГОС

Мини-консультация для родителей о ФГОС...

Мини-консультация для родителей о ФГОС

Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя…Английская пословицаУважаемые родители!В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повы...

Консультация для родителей по ФГОС ДО

Цель: познакомить родителей с новым Федеральным Государственным Образовательном стандарте Дошкольной Организации...

Консультация для родителей о ФГОС

В данном буклете постараюсь кратко познакомить вас родителей с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

консультация для родителей по ФГОС

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)....