Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет.
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Пронюшкина Наталья Николаевна

Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.    

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov_2-4_let.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие руки у дошкольников:

просто, интересно, эффективно.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 В.А. Сухомлинский

Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.                  

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы?

1.Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2.Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах

материалов.

3.Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4.Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5.Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные образы.


Как развивать руку ребенка?

Игры на развитие мелкой моторики рук.

  1. «Помогаю маме» предложить ребенку перебрать горох, гречку, пшено, рис.

  1. «Выгладим платочки». Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист, чтобы ни один край не загибался.

  1. «Собери бусы» (из бусинок, пуговиц).

  1. «Бирюльки» (собрать мелкие предметы ложкой, сачком).

  1. Игра с круглой щеткой для волос. Ребенок катает щетку между ладонями.

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник».

  1. Игра с решеткой для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеточкам (поочередно то одной, то другой рукой).

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке походили

И смотрели всех подряд».

  1. «Месим тесто» - в кастрюлю насыпать горох (фасоль) ребенок изображает, что он месит тесто.

  1. Катание между ладонями разных предметов (орехов, шариков, катушек).

  1. Игры с бельевыми прищепками. Цеплять прищепки по краю бумажной тарелки – делать «Солнышко».  Натянуть веревку и развешивать мелкие вещи, закрепляя их прищепками. Подобрать прищепки разных цветов и сортировать.

  1.  Лепка из соленого теста – лепить пирожки, бублики, тортики, печенье. Украшать их фасолью, горохом, макаронами и т.п. Ставить «оттиски» коктейльной палочкой, спичкой, колпачком от фломастера.

  1. «Составь фигурки из счетных палочек» (спичек) ребенок выкладывает фигуры сначала по образцу, затем по памяти; самостоятельно; по представлению (квадрат, треугольник, кубик, позже лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, флажок, звезда, брюки, мост и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

                Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

                 Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).

                  Так же эффективны занятия с бумагой. Большое значение для старших дошкольников имеет развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховка, выполнение графических упражнений, работа в занимательных прописях.

Цель этих занятий:

1. Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук;

2. Развивать мелкую ручную моторику;

3. Развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;

4. Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;

5. Формировать умение доводить начатое дело до конца;

6. Совершенствовать коммуникативные навыки;

7. Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

8. Учить, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

9. Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...