Консультация для родителей. Как проверить, готов ли ребенок к школе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

Консультация для родителей.

Как проверить,  готов ли ребенок к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shk.1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Как проверить,  готов ли ребенок к школе.

Во многих школах перед началом обучения с будущими первоклассниками проводится собеседование, дети выполняют определенные задания. Родителей интересует, зачем это делается, что хотят выяснить педагоги. Сначала нужно осветить правовую сторону вопроса.

Справка юриста   Министерство образования издало приказ, запрещающий устраивать для дошкольников экзамены при поступлении в школу, на основе которых решается вопрос о принятии (непринятии) ребенка в первый класс или зачислении его в особый класс (коррекции, выравнивания и пр.). Собеседование, которое проводит учитель при участии психолога, логопеда в естественной дружеской обстановке, преследует цель знакомства педагога с будущим учеником, его особенностями, индивидуальными чертами, интересами, мотивами учения. Делается это для того, чтобы учитель мог скорректировать обучение, быстрее наладить контакт с учащимися. Обязать родителей пройти с ребенком собеседование школа не имеет права.

Многие учителя считают, что чем больше знаний приобретет ребенок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования психологов показали, что жесткой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет.

Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу первого класса демонстрируют совершенно разные успехи, а с годами эти различия растут. В чем причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень подготовленности к школе. Поэтому, несмотря на одинаковый стартовый уровень знаний, их успехи в обучении оказались различными. Таким образом, можно сделать вывод: чем выше готовность ребенка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения. Поэтому, если ваш ребенок неохотно идет в школу, испытывает трудности в обучении и не имеет желания заниматься, нужно выяснить, отчего это происходит. И чем раньше вы это определите, тем легче быстрее можно будет преодолеть возникшие трудности.

Что же такое готовность ребенка к школе и как ее определить? Готовность ребенка к обучению бывает физическая и психологическая.

Физическая готовность — это состояние здоровья. Чем здоров ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, отстает в физическом развитии от своих сверстников, имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям, перенесенные  серьезные травмы/ (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а затем и в жизни. Поэтому укрепление здоровья ребенка — это первое необходимое условие успеха в учении. Подробно об этом вы прочтете в специальном разделе книги.

Психологическая готовность детей к обучению это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности принять свое положение школьника. С приходом в учебное заведение ваш ребенок попадает в новую для него среду, где много незнакомых детей и взрослых и нужно суметь построить с каждым из них отношения теперь когда началась его школьная жизнь, обратите особое внимание на то, как ребенок общается со сверстниками, нравится ли ему игра' с другими детьми, есть ли у него друзья, умеет ли он общаться со взрослыми и т.д.

Трудности общения, которые проявляются в школе, нередко про- воцируем мы, родители: не разрешаем ребенку дружить с теми, кто им  нравится, не поощряем коллективные игры, оберегаем детей от контактов с незнакомыми сверстниками и.т.п. А мы должны, напротив, помочь ребёнку наладить общение, сформировать умение сотрудничать.

Но особенно важно сформировать положительное отношение ребенка к школе, к учебе, к познанию нового.

Следует подчеркнуть, что развитие личностной готовности детей в основном зависит от взрослых.

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением организовать себя, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец, и.т.д.), кругозором ребенка.

Многолетняя практика позволяет говорить о следующей зависимости: если ребенок пришел в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребенок с большой долей вероятности будет учиться успешно. Отмечается и другая зависимость: ребенок может уметь читать и считать, но, если его готовность к обучению низкая, он будет успешно учиться только в первые месяцы.

Как проверить готовность ребенка учиться, выявить особенности его интеллектуального развития

Ниже приводятся задания, которые помогут родителям оценить развитие памяти, восприятия и произвольного внимания, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координации, мышления, речи ребенка. Они имеют также развивающий характер.

Обратим ваше внимание на тот факт, что трудности изучения конкретного предмета (чтения, письма, математики и др.) связаны, как правило, с недостаточным развитием тех или иных психических функций. Например, ребенок никак не может овладеть слитным чтением потому, что у него не развит фонематический слух (он не слышит звуки, не умеет их выделять, не может устанавливать их последовательность и др.), а трудности в решении арифметических задач связаны с недостаточным развитием логического мышления, умения определить последовательность выполнения математических действий и т.д.

Даже если вы не замечаете особых трудностей в обучении, ребенку будет полезно выполнить предлагаемые задания, так как они учат думать, сосредоточиваться, проявлять волю. Выберите удобное время и доброжелательно предложите немного позаниматься — выполнить интересные задания. В ходе работы с вашей стороны не должно быть никаких замечаний, проявления отрицательных эмоций. Хорошее настроение, уверенность в успехе — залог того, что ребенок будет выполнять задания спокойно и полностью проявит себя. Если у него не все получается, подбодрите его, скажите, что в этом нет ничего страшного, что нужно немного позаниматься и все будет отлично получаться.

Вы можете находиться рядом с ребенком, если он вас просит, но делать это не обязательно: объяснив ему задание, займитесь своими делами. Не подсказывайте решения, иначе теряется диагностический характер заданий. Результат будет объективен только в том случае, если ребенок выполнит их самостоятельно.

Прежде чем предложить задания ребенку, вы должны сами познакомиться с ними, понять, как их выполнять и оценивать. Для оценки используется пятибалльная система:

5 — высокий уровень выполнения задания; 4 — уровень выполнения задания выше среднего; 3 — средний уровень выполнения задания; 2 — уровень выполнения задания ниже среднего; 1 — низкий уровень выполнения задания.

Оценка необходима взрослому, чтобы определить, какие трудности испытывает ребенок, какие умения и качества нужно у него развивать. Детям оценку сообщать не следует.

Не нужно стремиться сделать как можно больше заданий за один день. Лучше заниматься ежедневно по 15-20 минут, выполняя по два- три задания, ориентируясь при этом на индивидуальный темп работы ребенка. Важно, чтобы до начала работы он не видел диагностических проверочных заданий.

Расскажите ребенку, что необходимо сделать, выполняя задание. Затем обязательно уточните, понял ли он, и предложите ему работать самостоятельно

           Задание 1. Запомни картинки.

(Развитие зрительной памяти)

Вы говорите ребенку: «Сейчас я покажу тебе картинки, нужно очень внимательно посмотреть на них и постараться как можно больше запомнить. Понятно ли тебе, что нужно делать?» Если вы получили утвердительный ответ, предложите ребенку лист с картинками для запоминания (рис. 1 ). На это дается 20 секунд. Затем пауза — 20 секунд. Рисунки при этом убирают. «А теперь давай посмотрим на эту страницу. Здесь ты видишь много разных рисунков. Постарайся найти среди них те, которые ты запомнил, обведи их (рис. 2 )

 Понятно ли тебе, что нужно делать?»

Если ребенок не понял, тогда повторите еще раз. Самостоятельное выполнение задания требует двух минут. Посидите рядом с малышом, пока он не завершит работу. Не забудьте похвалить ребенка после выполнения задания, независимо от того, довольны вы результатом его работы или нет: «Молодец, ты справился с заданием». За каждую правильно найденную картинку дается 1 очко. Чем больше очков получил ребенок, тем лучше его зрительная память (приложение, рис. №1)

Задание 2. Найди ошибки.

(Умение выделять отдельные свойства и признаки предметов и явлений, развитие произвольного внимания - способности сосредоточиться, организоваться для выполнения задания) (приложение, рис. №2)

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки (рис. 3) и объяснить, что художник неверно нарисовал или забыл нарисовать. Обязательно спросите малыша, понял ли он, что нужно сделать в этом задании. Если ребенок говорит, что не понял, объясните еще раз, как выполнять это задание.

После того как вы выяснили, сколько ошибок он отметил верно (на рис. 3, а— 3 ошибки; на рис. 3, б— 2 ошибки; на рис. 3, в— 5 ошибок; на рис. 3, г— 4 ошибки), и запомнили или зафиксировали (незаметно для ребенка) их число, вы можете обсудить задания, которые он не смог сделать правильно.

Оценка результатов:

5 — ребенок верно отметил 7-8 и более ошибок;

4 — ребенок верно отметил 5-6 ошибок;

3 — ребенок верно отметил 3-4 ошибки;

2 — ребенок верно отметил 1-2 ошибки;

1 — ни на одной картинке ошибки не найдены.

             Задание 3. Продолжи узор.

(Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координации и произвольного внимания ребенка) (приложение, рис. №3)

Для большего удобства и чтобы не рисовать в книге, переведите рисунки этого и следующего заданий на отдельный лист бумаги или переснимите их на ксероксе.

Данное задание можно выполнить в два этапа: сначала нужно нарисовать изображенные на странице узоры, а затем под диктовку нарисовать узор и самостоятельно его продолжить.

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно на эти узоры (рис. 4, а ) и постарайся продолжить их рисовать до конца страницы. Понятно ли тебе, что нужно делать?» При необходимости объясните задание еще раз. После того как ребенок закончит рисовать, не забудьте похвалить его. Затем переходите ко второй части.

«А теперь мы с тобой будем рисовать вот здесь, на этих клеточках (рис. 4, б'). Найди, пожалуйста, точку и поставь на нее свой карандашик. Слушай меня внимательно. От этой точки проведи линию на одну клеточку вправо (обратите внимание на то, понял ли ребенок что нужно делать, и правильно ли он выполняет соединения; вы можете помочь ему, объяснив, как он должен рисовать линию, но ваша помощь допустима только при выполнении первого узора), затем одну; клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз. А теперь продолжи этот узор» Когда ребенок закончит рисовать узор, не забудьте похвалить его, независимо от того, понравилась ли вам его работа: «Молодец, у тебя получился красивый узор».

Далее аналогично рисуем следующие узоры.

Оценка результатов:

5 — все узоры на рис. 4а  дорисованы правильно, линии четкие аккуратные; четыре узора на рис. 4б  также выполнены точно, нет oшибок в продолжении узоров, линии ровные, совпадающие с границам клеток;

4 — верно выполнено 5 узоров из шести, линии достаточно четкие, но есть небольшие неточности, погрешности;

3 — верно выполнено 4 узора, существенных отклонений при рисовании под диктовку нет, но есть ошибки в самостоятельном продолжении узоров, линии не всегда точно совпадают с клеточками;

2 — правильно выполнено 2-3 узора, есть серьезные ошибки при выполнении второй части задания: ребенку трудно рисовать под диктовку, у него нет четкой ориентации вправо-влево, вверх-вниз, лини неровные, нечеткие,

1 — верно выполнен 1 узор, линии неровные, неаккуратные.

Задание 4. Перерисуй домик и подпись к картинке.

(Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координации, произвольного внимания) (приложение, рис. №4)

Ребенок должен как можно точнее перерисовать домик и простое предложение на английском языке (рис. 5 ).

Вы просите ребенка: «На странице нарисован домик и написано предложение на английском языке. Постарайся, пожалуйста, нарисовать такие же, чтобы было похоже. Я думаю, у тебя обязательно получится. Понятно, что нужно делать?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После того как ребенок закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — домик скопирован практически точно, присутствуют все детали, линии параллельные, не выходящие за контур; предложение скопировано достаточно качественно, почти все буквы (11-12) совпадают с образцом;

4        — домик скопирован достаточно точно, лишь некоторые детали
изображены нечетко; изменены пропорции, не всегда соблюдается  па-
раллельность линий; предложение скопировано достаточно разборчиво, изменены сложные по начертанию буквы, 8-10 букв совпадают с образцом;

3 — домик скопирован с небольшими искажениями, но при этом форма фигур передана, существенно нарушена параллельность линий; в предложении скопированы достаточно точно несколько букв (5-7);

2 — при копировании домика обозначена лишь общая его форма, многие детали не скопированы или не точно скопированы, прямые не параллельны; в предложении лишь 3-4 буквы совпадают с образцом;

1 — домик и предложение скопированы со значительными погрешностями.

 Задание 5. Определи последовательность изображенных событий.

(Развитие связной речи и логического мышления) (приложение, рис. №5)

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки (рис. 6). На них изображена одна история. Тебе нужно понять, что здесь происходило, найти картинку, на которой изображено начало истории, и обозначить ее цифрой 1, затем найти продолжение истории и обозначить картинку цифрой 2, затем найти третью картинку, четвертую, пятую и также обозначить их цифрами, а затем — последнюю, на которой изображен конец истории, и обозначить ее цифрой 6. Понятно ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если нет — объясните еще раз.

После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать историю по этим картинкам. Не забудьте похвалить малыша.

Оценка результатов:

5        — правильно определена последовательность событий, все картинки пронумерованы верно, в рассказе ребенка есть логика, речь разнообразна, в ней присутствуют сложные предложения, определения;

4        — правильно определена последовательность событий, все картинки
пронумерованы верно, трудности связаны с составлением рас
сказа: он состоит из односложных предложений или речь достаточно
разнообразна, но есть отдельные нарушения логической последовательности событий, не разрушающие общей логики сюжета (одна картинка устно определена неверно);

3 — последовательность изображенных событий нарушена, но! и та, что указана, может иметь смысл, и ребенок рассказывает историю по собственной версии событий, не испытывает трудности при составлении рассказа;

2 — картинки пронумерованы, но логики в передаче последовательности событий нет. Однако ребенок пытается рассказать историю в собственной последовательности событий, причем испытывает значительные трудности при составлении рассказа;

1 — логики в последовательности событий нет, ребенок не может рассказать историю по картинкам.

Задание 6. Найди и раскрась лишний предмет.

(Развитие логического мышления, умения классифицировать объекты и выделять существенные признаки.) (приложение, рис. №6)

Задание состоит из 6 частей, каждая включает четыре картинки, три из которых можно объединить одним понятием, а одна — лишняя.

Вы  просите  ребенка:   «Рассмотри,  пожалуйста,  внимательно первую группу картинок (рис. 7). Здесь нарисованы стол, кровать, ковер и кресло. Три картинки подходят друг к другу, их можно объединить и назвать одним словом, а четвертая картинка - лишняя, она не подходит к другим. Как ты думаешь, какая картинка лишняя?» Если ребенок затрудняется ответить, повторите задание еще paз. Если ребенок отвечает, спросите его, почему он думает, что эта картинка лишняя. Если он отвечает правильно, вы подтверждаете eго ответ. Если ему трудно объяснить свой выбор,  вы помогаете ем И в том и в другом случае вы говорите: «На трех картинках нарисована мебель, а ковер — это не мебель. Значит, ковер здесь лишний. Рас крась, пожалуйста, эту лишнюю картинку. А теперь внимательно рассмотри другие группы картинок, самостоятельно найди лишнюю в каждой  и раскрась ее.  Понятно ли тебе,  что  нужно делать?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После окончания работы вы задаете ему вопрос по каждому заданию: «Почему ты выбрал именно эту  картинку? Почему она лишняя, не подходит к другим?» Не забудь  похвалить ребенка.

Оценка результатов (первая часть, которую вы выполняли вместе с ребенком, не оценивается):

5        — ребенок нашел и отметил правильно все лишние картины
и в 4-5 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил, почему

именно эта картинка «лишняя» (не подходит к другим): крыжовник
(это ягода, не дерево), очки (это не измерительный прибор), бабочка
(она живая), яблоко (оно съедобное), фонарик (это не спортивный
предмет);

4        — ребенок нашел и отметил правильно 4 или даже 5 лишних картинок, но только в 3-4 случаях верно, используя обобщающее понятие,
объяснил свой выбор;

3        — ребенок нашел и отметил правильно 3-4 лишние картинки, но
только в 2 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил
свой       выбор;

2        — ребенок нашел и отметил правильно 2-3 лишние картинки
и только один раз смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить
свой выбор;

1        — ребенок нашел и отметил правильно 1-2 лишние картинки, но
ни разу не смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой
выбор.

        Задание 7. Объедини в группы.

(Развитие логического мышления, умения классифицировать объекты на основании существенных признаков.) (приложение, рис. №7)

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно, как много разных картинок здесь нарисовано. Подумай, как эти картинки можно объединить в группы (рис. 8). Выбери для каждой группы свой цвет и раскрась кружки под картинками. То есть кружки под картинками, которые ты объединяешь в одну группу, должны быть раскрашены одним цветом. Понятно ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После того как ребенок закончил самостоятельное выполнение задания, вы спрашиваете: «Почему ты объединил эти картинки в одну группу? А эти?» Ребенок отвечает. Не забудьте похвалить его независимо от того, довольны вы результатом его работы или нет. (Обратите внимание: некоторые картинки можно отнести к разным группам, например, акула — рыба и морское животное.)

Оценка результатов:

5        — ребенок правильно выбрал 5 групп животных: звери (тигр,
олень, обезьяна), птицы (аист, воробей, сова), рыбы (щука, сом, окунь,
акула), морские животные (морская звезда, черепаха, акула, медуза),
пресмыкающиеся (крокодил, ящерица, змея, черепаха);

4        — ребенок верно выделил две и более группы, но с трудом объяснил
почему, не смог сформулировать все нужные понятия;

3        — ребенку удалось выделить группы, но он допустил незначительные
ошибки при объединении картинок или были
 картинки, которые
он никуда не отнес, и с большим трудом объяснил или вообще не
смог объяснить свой выбор;

2        — ребенок неправильно объединил в одну группу картинки;

1 — ребенок не справился с заданием, не сумел объединить картинки в группы.

          Задание 8. Определи, какая линия какую фигуру разделяет.

(Развитие умения выделять пространственные отношения) (приложение, рис. №8)

Предлагается мысленно представить, с помощью какой из нарисованных линий соответствующим образом делятся фигуры. Изобразительный материал для этого задания лучше скопировать (переснять на ксероксе) на отдельный лист бумаги.

Вы просите ребенка: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно верхнюю левую картинку (рис. 9 ). Какая фигура изображена слева?» Ребенок отвечает: «Это квадрат». — «Верно. А справа ты видишь такой же квадрат, разделенный на две части. А теперь покажи, с помощью какой из нарисованных в центре страницы линий можно так разделить квадрат». Ребенок показывает. «Молодец, а теперь закрась квадрат и кружок под этой линией одним цветом. Другим цветом закрась треугольник и кружок под той линией, которая его разделяет, и т. д. Понятно ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если ребенок говорит, что не понял, объясните ему еще раз, что требуется сделать. После того как малыш закончит работу, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — все 4 задания выполнены верно;

4 — 3 задания выполнены верно;

3 — 2 задания выполнены верно;

2—1 задание выполнено верно;

1 — ни одно задание не выполнено.

Задание 9. Нарисуй пропущенные фигуры.

(Развитие логического мышления) (приложение, рис. №9)

Вы просите ребенка: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно ряды фигур (рис. 10 ). Ты видишь, что некоторые фигуры пропущены. Твоя задача — подумать и нарисовать вместо точек недостающие фигуры. Понятно ли тебе, что нужно делать? Выполняй задание самостоятельно». Если ребенок не понял, объясните еще раз. После того как он закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — правильно нарисованы все 7 фигур;

4 — правильно нарисованы 5-6 фигур;

3 — правильно нарисованы 3-4 фигуры;

2 — правильно нарисованы 2 фигуры;

1 — правильно нарисована 1 фигура.

Задание 10. Подбери заплатки для ковриков.

(Выполнение основных логических действий, развитие логического мышления) (приложение, рис. №10)

Вы просите ребенка: «Рассмотри внимательно нарисованные здесь коврики (рис. 11). В каждом из них не хватает кусочка. Нужно подобрать соответствующую заплатку и раскрасить кружок под ней. Понятно ли тебе, что нужно делать? Выполняй задание самостоятельно». Если ребенок говорит, что не понял, объясните ему еще раз. После того как он закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его.

        Оценка результатов:

5 — ребенок верно подобрал и обозначил 4 заплатки;

4 — ребенок верно подобрал и обозначил 3 заплатки;

3 — ребенок верно подобрал и обозначил 2 заплатки;

2 — ребенок верно подобрал и обозначил 1 заплатку;

1 — ребенок не смог подобрать ни одной заплатки.

        По окончании всей работы, проанализировав результаты, вы поймете, задания какого типа вызывают затруднения у вашего ребенка, какие навыки необходимо у него развивать, чтобы малыш увереннее чувствовал себя на занятиях в школе. Не жалейте времени на совместное обсуждение выполненных заданий: ведь вы учите своего ребенка мыслить, а это требует и времени, и усилий!

Чтобы школа не стала врагом...

Более трети школьников сталкивают с трудностями в обучении

ПОСЛЕДНЕЕ "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют непреходящие трудности обучения.

Это значит, что более трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда - они остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.

"У РЕБЕНКА слабо развита речь... У него плохая память... Он медленно считает... Систематически нарушает дисциплину... Он очень невнимательный..." Подобные жалобы сплошь и рядом можно услышать и от педагогов, и от родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией.

По последним исследованиям это явление оказалось чрезвычайно распространенным среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе...

Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе). Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

Сегодня с помощью компьютерной диагностики можно: установить уровень созревания мозга, психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы; предсказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в незнакомой ему обстановке, на что нужно обратить особое внимание при подготовке к школе и в период обучения. И есть ли необходимость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга. А может, в вашем ребенке "спит гений", и нужно только разбудить его.

Если вы все же опасаетесь за успехи своего ребенка, не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда полезнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»

консультация для родителейна  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»...

Деловая игра с родителями на тему: «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни  всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени,...

Консультация для родителей «Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?»

Консультация раскрывает основные критерии готовности ребенка к школе....

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...

Консультация для родителей "Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?"

в публикации представлены основные состоаляющие готовности ребёнка к обучению в школе...

Консультация для родителей "Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?"

Консультация для родителей "Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?"...

Консультация для родителей " Как понять, готов ли ребенок в школе?"

Как понять, готов ли ребенок к школе?Скоро в школу. Этот факт заставляет родителей будущих первоклассников переживать и волноваться, постоянно возвращая их к вопросу о...