"Адаптация ребенка в детском саду"
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.
Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.
Адаптивный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1. Лёгкая адаптация
- Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
- болеет не чаще обычного.
Физиологические критерии:
- Здоровье
- В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
- Аппетит
- В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
- Сон
- В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Психоэмоциональные критерии :
Эмоциональный фон
- Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
- эмоциональное состояние,однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
- как к положительным, так и к отрицательным эмоциональнымреакциям.
- Поведение
- В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это
- активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
- Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.
2. Адаптация средней тяжести
- Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
- заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
Физиологические критерии:
- Здоровье
- Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
- Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
- 20-40 дней.
- Аппетит
- Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
- Сон
- Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
- 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
- Эмоциональный фон
- Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение.Быстрый переход к отрицательным эмоциям,
- частый плач, или, наоборот, заторможенность.Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
- нормализуется.
- Поведение
- Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
- ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
- непользоваться.
3. Тяжелая адаптация
- Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
- так и психическое истощение организма.
Физиологические критерии:
- Здоровье
- Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
- невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
- Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
- Аппетит
- Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
- приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
- Сон
- Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
- Восстанавливается примерно к 60 дню.
Психоэмоциональные критерии:
- Эмоциональный фон
- Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,
- ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.
- Поведение
- Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности.
МБДОУ «Детский садобщеразвивающего вида 34 «Игрушка »
Адаптация
в 1 младшей группе № 1 (2- 3 г.)
На 2012 год.
Подготовил:
Воспитатель
Конарева Виктория Эдуардовна
Губкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...