Развитие мелкой моторики
статья по теме

Боброва Любовь Николаевна

Консультация и рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

На упаковках  детских игр и игрушек все чаще можно встретить такую  надпись: „Развивает мелкую моторику рук". Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме?

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Под термином „мелкая моторика рук" подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Развитие точных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук.

К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенок поступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобы не столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движений рук, пока ваш ребенок еще совсем мал.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Письмо – это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

Начиная с третьего месяца жизни ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках, рано или поздно хватая их руками. С этого момента можно говорить о начале развития мелкой моторики рук.

Развитие захвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малыш хватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он использует большой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенно совершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (так называемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики,  с недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, испытывают затруднения с  письмом. У них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы, а следовательно теряет интерес к обучению. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса.
Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас мы стараемся покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Как же можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определенными педагогическими навыками?

Прежде всего вам на помощь придут развивающие игры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являются знакомые всем „Ладушки" и „Сорока-белобока".

Мамы, старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие его от усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад), совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботинок и картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков — настоящая гимнастика для рук!

Поэтому ни в коем случае не избавляйте своего ребенка от домашних дел. И не идите на компромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!

Не стоит умалять и таких видов деятельности в детском саду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т. д. Приятно проводя время за этими занятиями, дети незаметно для самих себя получают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе.

Игра на музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия также внесут свою лепту.

Перебирание и пересыпание крупы, переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек — занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практические навыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...