Консультация для родителей. Памятка для родителей, готовящихся обучать дошкольника грамоте
консультация на тему

Представленные в памятке сведения для родителей помогут грамотно обучить ребенка-дошкольника основам звукового  анализа, грамоты, чтения и избежать часто допускаемых ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Памятка для родителей, готовящихся обучать дошкольника грамоте

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.

     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

     Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

     Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

     Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

     Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

     Что же такое звуковой анализ?

Под звуковым анализом понимается:

  • определение порядка слогов и звуков в слове,
  • установление различительной роли звука,
  • выделение основных, качественных характеристик звука.

Можно обобщенно сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребенка):

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;
  • фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте;
  • фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

     В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Таким образом, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

     Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

     Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т. п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

     Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

  1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома нужно называть и звуки, и соответствующие им букв одинаково – т.е. так, как звучит ЗВУК.

Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это обстоятельство только дезориентирует детей.

И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать. БУКВЫ мы видим, пишем и читаем, а ЗВУКИ – слышим и произносим!

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указочку или пальчик с буквы на букву).

Справочный материал

  1. Если ребенок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребенок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

  1. Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребенку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулаком по столу, при этом гласный тянуть.

  1.  

– предложение,

– обозначение слов в предложении

  1. Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Схема:

(В начале слова – это первый звук, в конце слова – это последний звук, в середине слова – это все звуки в слове, кроме первого и последнего).

  1. Учим условные обозначения звуков :  Р  У К И

- схема слова

- слоги

- гласный звук

- согласный, твердый звук

- согласный, мягкий звук

  1. Чтобы определить, звонкий согласный или глухой, предло\        жите ребенку приложить ладонь к горлышку (если горлышко «дрожит», «гудит» – звонкий, нет - глухой).

  1. Почти все согласные звуки имеют пары по твердости – мягкости:

Б – Бь, В – Вь, Г – Гь, Д – Дь, З – Зь, К – Кь, Л – Ль, М – Мь, Н – Нь,    П – Пь, Р – Рь, С – Сь, Т – Ть, Ф – Фь, Х – Хь

Сравните: был – бил

                  угол – уголь

                  мышка - мишка

Последующий гласный звук может помочь определить мягкость или твердость предыдущего согласного:

          А, О, У, Ы, Э – обозначают твердость согласных звуков;

          Я, Е, Е, Ю, И – обозначают мягкость согласных звуков.

          Сравните: лак (для волос) – звуки Л, А, К;

                            ляг (на кровать) – звуки Ль, А, К.

Не имеют пары:

           всегда твердые - Ш, Ж, Ц                                      

           всегда мягкие - Ч, Щ, Й

  1. Почти все согласные звуки имеют пары по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ш – Ж

          Сравните: бочка – почка

                            коса – коза

                            шар – жар

Не имеют пары:

          всегда глухие – Х, Хь, Ц, Ч, Щ;

          всегда звонкие – Й, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь, Р, Рь

Звонкие согласные звуки в конце слова оглушаются: краб[п], флаг[к], год[т]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Памятка для родителей"; "Капризы и упрямство";

Памятка :  как нужно вести себя,если хотите, чтобы ваш ребенок рос послушным, уравновешенным. Советы родителям,как справится с капризами и упрямством вашего ребенка, не травмируя психику малыша. ...

Методическая разработка " Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте"

Методические рекомендации к презентации «Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте»Презентация создана с помощью системы PowerPoint и может использ...

Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Семинар-практикум для педагогов и родителей старших дошкольников....

Советы логопеда: "Что полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте".

Советы логопеда:Что полезно знать  родителям,готовящимся обучать дошкольника грамоте.Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. ...

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».

Консультация для родителейТема: «Советы родителям по обучению детей грамоте». Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и пис...

Консультация для родителей "Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста"

Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста....