Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста
статья по теме

Хавкина Татьяна Александровна

В данной статье можно узнать причины, предшествующие школьной адаптации ребенка, и возможные факторы, сопровождающие ее. Данная статья поможет предупредить возможные проблемы, которые могут возникнут при поступлении ребенка в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_problemy_adaptatsii_detey_mladshego.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические проблемы адаптации детей младшего
школьного возраста

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.

Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно привести определение М.В. Максимовой (1994), которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" или ("школьная неприспособленность") фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.

Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

  1. недостатки в подготовке ребенка к школе,
  2. социально-педагогическая запущенность;
  3. длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью.));
  4. соматическая ослабленность ребенка;
  5. нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия);
  6. двигательные нарушения;
  7. эмоциональные расстройства.

Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка имеет несколько видов: 

  1. позиция ученика,
  2. мотивация учения,
  3. уровень навыков умственной деятельности,
  4. способность к произвольной регуляции и самоорганизации,
  5. уровень здоровья и работоспособности,
  6. интеллект ребенка.

Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.

Личностные помехи можно разделить на две большие группы:

  1. недостатки познавательной деятельности;
  2. недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).

Поступающим в школу детям с ЗПР (задержка психического развития далее) присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Эти способности говорят о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально - волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов. Последнее, прежде всего, проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или слабо выр

Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.

Эта статья еще раз описывает тот факт, что последний год перед поступлением ребенка в школу должен быть для родителей предельно важным, и то, на сколько, глубоко отнесется к этому родитель, зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста

В ДАННОЙ СТАТЬЕ МОЖНО УЗНАТЬ ПРИЧИНЫ , ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА,И ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ ,СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕЕ,ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....