Особенности чтения сказок
материал (средняя группа) на тему

Воронина Наталья Валерьевна

Особенности чтения сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_chteniya_skazok_o_zhivotnyh.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

          Особенности чтения сказок о животных.

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии носили магический характер. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому .

Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.

Само по себе название- « сказка» ( от глагола «сказывать»- говорить, рассказывать) определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть, всегда в простой разговорной форме. Взрослый, обращается к детям, как бы желая воспроизвести им случай, свидетелем которого он был сам.

Естественный задушевный тон- одно из главных условий чтения сказок. Сказки о животных обычно не велики по объёму, содержание в них предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них не велик. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим голосом, но и действуют как люди.

Герои сказок рисуются прямолинейно. Сказочные герои- либо носители добра, наделённые различными положительными качествами, как например петух в сказке « Лиса, заяц и петух»; либо носители зла, которым присущи всевозможные отрицательные качества, например волк в сказке « Волк и семеро козлят». Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Взрослому следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое пойдёт речь и как к нему относиться: сочувствовать ему или осуждать его . Так , те места, где говориться о положительных героях, взрослый читает ласково, с одобрительной интонацией , стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению  же образов отцательных героев должны соответствовать сухие, непритязательные интонации, передающие недовольство, возмущение, желание вызвать у детей нетерпимое отношение к этим действующим лицам.

Действие в сказках  о животных начинается сразу («Посадил дед репку» ) и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Каждая картина рисует определённый случай, законченный эпизод, в котором участвуют определённые герои. Поскольку картины в сказках рисуют завершённый конкретный  эпизод , каждый из них при чтении отделяется от последующего паузой. Это даёт  возможность ребёнку осознать прочитанный эпизод пережить то, о чём в нём рассказывалось, определить своё отношение к действующим лицам, которые в нём участвуют, и подготовиться к прослушиванию следующего.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная. Большую роль играют многократные повторения. Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они определяют постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки  и является кульминационным моментом, после  которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им лучше понять сказку и запомнить её. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют неторопливость чтения.

Сказки о животных большей частью строятся на мотиве встречи («Колобок», «Теремок») и имеют диалогическую форму. Живость рассказывания  сказок обуславливается и их языком: ярким, эмоциональным,  организованным по типу разговорной речи.

У сказок о животных, как правило счастливых конец : добро  в них всегда побеждает, зло наказывается. Эту особенность сказок надо помнить при чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая удовлетворение, радость, чтобы дети ощутили удовольствие от счастливой развязки.

После чтения сказки необходимо сделать паузу. Это даст детям возможность ещё некоторое время быть под впечатлением сказки, почувствовать и осмыслить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней ...

Особенности чтения сказок о животных

консультация для родителей...

"Особенности чтения сказок о животных"

Консультации для родителей...

Консультация для родителей " Особенности чтения сказок о животных"

Консультация для родителей " Особенности чтения сказок  о животных"...

Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии...

Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии...

«Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии...