Развитие логической памяти
статья (подготовительная группа) на тему
Развитие у детей логической памяти в прцессе игровой деятельности.
По книге Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Домашняя школа мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskoy_pamyati.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
Механическая память "работает" у человека довольно редко - когда надо запомнить какой-либо материал, лишенный внутренней логики (скажем, при запоминании номеров телефонов и т.п.). В школе она потребуется для заучивания таблицы умножения, некоторых не очень понятных ребенку формулировок, но не для усвоения основного учебного материала. Поэтому более значим другой вид памяти - опосредованная, логическая память. Логическая - это значит связанная с осмыслением запоминаемого материала. Опосредованная – основанная на использовании определенных психологических средств.
У взрослого человека с развитой опосредованной памятью нужные ассоциации возникают как бы сами собой. Другое дело - шестилетний ребенок. У него способность к использованию психологических средств еще только начинает формироваться. В психологии разработана методика, которая позволяет проверить, насколько развита эта способность.
Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.
– Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся делать рисунки побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напомнили тебе те слова, которые я буду говорить.
Для запоминания предлагается 10-12 слов и словосочетаний, например, такие:
грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Если первый же рисунок, к слову "грузовик", ребенок делает очень подробным, большим, то напомните ему:
– Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он напомнил тебе слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем нужны будут рисунки, оставь для них место.
Если же весь лист окажется занят 1 - 2 рисунками, дайте ребенку еще бумаги.
Каждое следующее слово (словосочетание) говорите только после
того, как сделан рисунок к предыдущему. Если ребенок долго не может оторваться от какого-либо рисунка, спросите:
– Ну, как, он тебе уже напомнит слово? Может быть, для этого слова больше ничего не надо рисовать?
Если ребенок все же хочет дорисовать, дайте ему такую возможность.
Часто дети говорят: "А я не знаю, как это нарисовать", или: "А я не умею это рисовать" и т.п. Ответ должен быть примерно таким:
– Ты не знаешь как нарисовать наказание? Так тебе не надо его рисовать. Тебе нужно нарисовать какую-нибудь картинку, которая напомнит про это слово, вот и все.
После того как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у ребенка, а ему дают какое-нибудь другое занятие. На вопрос о том когда же он будет вспоминать слова, отвечают:
–Попозже. Сейчас ты их еще не успел забыть. А вот когда немного позабудешь, я тебе снова покажу твои рисунки, и ты их вспомнишь.
Воспроизводить слова дают через час-полтора.
Показывая на каждый из сделанных ребенком рисунков по очереди, вы спрашиваете:
– Этот рисунок ты делал для какого слова? А этот?
Не поправляйте ребенка, если он вспомнил какое-либо слово неверно, а побудите его самого вспомнить точнее:
– Нет, тут было не "дети играют", а как?
– Игра!
– Правильно, игра. А какая игра?
Описанная методика позволяет проверить не только уровень развития опосредованной памяти, но и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия.
Первый вопрос, который встает при оценке результатов,- это вопрос о том, принял ли ребенок задачу, т.е. понял ли он , что рисунки должны стать средством, помогающим запоминать слова. Для ребенка, не принимающего задачу, само слово становится лишь поводом для создания рисунка. Он уже в самом процессе рисования забывает заданное слово (если оно не прямо отражено в рисунке, как, например, слово "грузовик"). Тем более он не в состоянии вспомнить слова позднее, при проверке. Обычно в таких случаях рисунки бывают весьма подробными, крупными (каждый рисунок занимает целый лист), с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Например, к словам "хорошая погода" рисуется лес, солнце, дети, загорающие на пляже, а затем - дом, в котором эти дети живут, и т.п. Предупреждение о том, что рисунок должен только напоминать слова, не воспринимается ребенком. Он все равно во что бы то ни стало хочет его закончить.
Когда деятельность ребенка выглядит так, как только что описано, нет необходимости давать весь набор слов. Вполне можно ограничиться первыми 2 - 3 словами (но не одним: бывает что ребенок принимает задачу не сразу, а начиная со второго слова).
Этот уровень выполнения свидетельствует о том, что опосредованная память и вообще способность к использованию психологических средств развиты у ребенка недостаточно.
В шестилетнем возрасте нередко встречается частичное принятие задачи. Пока ребенок рисует, он вроде бы понимает, что рисунки должны служить средством для запоминания слов. Они не так подробны, не так крупны (для всех 10 слов и словосочетаний хватает 1-2 листов бумаги). По ходу рисования ребенок не забывает заданного слова. Однако потом, когда эти слова требуется воспроизвести час-полтора спустя, он не может их вспомнить, а конкретно описывает сделанные рисунки. Например, если для запоминания слов "капризный ребенок" он нарисовал плачущего мальчика, то теперь он так и говорит: "Мальчик плачет". Так же воспроизводится и большинство других слов.
Это значительно более высокий уровень выполнения задания ребенок уже понимает, что рисунок может служить средством запоминания. Однако устанавливаемые им ассоциации еще очень непрочны, поэтому реально средство не срабатывает опосредованная память еще не сформирована, такой уровень вполне приемлем, если до поступления в школу остается полгода или больше (это время следует использовать для занятий, которые повысят степень владения психологическими средствами).
Если же до школы остается всего 1–2 месяца, то можно опасаться, что при обучении встретятся трудности. Надо будет с первых же дней следить за тем, насколько хорошо ребенок запоминает объяснения учителя, сразу же повторять объяснение, если оно забыто. И, конечно, вести работу, направленную на развитие опосредованной памяти.
По книге Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Домашняя школа мышления".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста
Развитие логической памяти на основе обобщающих понятий - классификации предметов....
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Особенности логической памяти детей дошкольного возраста являются той главной основой, на которой формируются понятия....
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Особенности логической памяти детей дошкольного возраста являются той главной основой, на которой формируются понятия....
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Особенности логической памяти детей дошкольного возраста являются той главной основой, на которой формируются понятия....
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Развитие логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам логическог...
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Развитие логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам логическог...
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
Развитие логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам логическог...