консультация для родителей "что и как читать детям"
консультация (средняя группа) на тему

Мартынюк Елена Алексеевна

Консультация для родителей средней группы

 

«Что и как читать детям»

 

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. »

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. 

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака. 

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история». 

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух». 

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...». 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова. 

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько. 

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой. 

В связи с этим советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома!!!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Таблица «Возрастные характеристики ребенка (ранний и дошкольный возраст) и задачи воспитательно-образовательной работы на разных ступенях возрастного развития».

Цель: развитие аналитических и конструктивных умений; конструирование возрастного портрета ребенка раннего, младшего и старшего дошкольного возраста и определение образовательных задач работы.

2-3 года

3-4 года

5-7 лет

Возрастной портрет ребенка

Дети  становятся самостоятельнее, развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развиваются соотносящие и орудийные действия.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку. Интенсивно развивается активная речь детей. Формируются  новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, появляются действия с предметами заместителями.

Совершенствуются  зрительные и слуховые ориентировки. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Одной из особенностей является «кризис трех лет». Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко, так как намерения ребенка приобретают упрямо настойчивое «Хочу!» или безапелляционное «Не буду!». Кризис порожден тем, что ребенок начинает воспринимать себя как самостоятельного, отдельного от других (и от любимого взрослого) человека, и он имеет право на уважение к себе и своим намерениям. Взрослым необходимо учиться без нажима и физического принуждения переориентировать «капризничающего» малыша на что-то другое, рассказать ему, как интересно куда-то сходить (что-то посмотреть, найти и т. д.)...

Развивается изобразительная и конструктивная деятельность детей. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей, продолжает  развиваться образное мышление, Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Богаче становится лексика,  развивается связная речь. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Задачи образовательной работы

В этом возрасте необходимо:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности.
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается.

Приучать к опрятности;

Способствовать овладению навыками поведения во время еды, умывания.

Вовлекать в выполнение режимных моментов.

 Дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище;

Способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья

Поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью;

Знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;

Направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни

 Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе,

Развивать чувство ритма.

Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в подвижных играх;

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата при проведении физических упражнений, создавать ситуацию успеха.

 

Закреплять навыки опрятности.

Формировать элементарные навыки личной гигиены

Способствовать овладению простейших навыков поведения во время еды.

Способствовать усвоению основных культурно-гигиенических навыков.

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;

Дать представление о роли и значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;

Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

Расширять представления о здоровом образе жизни. Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений;

Способствовать формированию правильной осанки.

 Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр

Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту. 

Интегративные показатели развития к концу ступени возрастного развития (уровень достижений)

- развивается предметная деятельность, общение с взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят детей в возрасте 2-3 лет.  Три года - это тот предел, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст.

Культурно-гигиенические навыки:

-  проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

- имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;

- сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.

Представления  о здоровом образе жизни:

- знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;

- имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;

-  знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;

- сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;

- умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

-  ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;

- уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

-ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;

-бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;

-чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- сформированы элементарные навыки личной гигиены.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;

- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

                                                                                                                                                                                                                                                                     - имеет представление о правилах ухода за больным.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- усвоил основные культурно-гигиенические навыки.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

- выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

- выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

- умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказки, которые мы читаем детям». Педагог Соловьева Наталья Петровна

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энци...

консультация для родителей "что и как читать детям"

Консультация для родителей средней группы «Что и как читать детям» Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредст...

Консультация для родителей "Какие книги лучше читать детям"

Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей...

Консультация для родителей "Почему так важно читать детям вслух?"

В наше технократическое время родители все чаще заменяют "живое чтение" аудиокнигами или же разнообразными видео приложениями на своих гаджетах.Но ведь маленькому человеку очень полезно!!! (да,да имен...

Консультация для родителей "Что и как читать детям"

Советы родителям о том какие книги следует читать детям 2-3 лет...

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...