КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация на тему

Колесникова Анна Валерьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «  ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «  ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.»

       Как вы думаете, почему пальчиковые  игры стали популярны  в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

      Известно, что между речевой  функцией и двигательной системой человека  существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между  рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела , мелкой моторики рук и органов речи способствуют  формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

      Пальчиковые игры и упражнения  -  уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов   с использованием «пальчиковой» гимнастики  стимулирует развитие  мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается   точной и выразительной.

     Пальчиковые игры,   на фольклорном материале, максимально эффективны  для развития маленького ребёнка.  Они    содержательны, увлекательны, грамотны по   своему дидактическому наполнению.

      Художественный мир  песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

      Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или  цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении.  Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.      

       Постепенно пальчиковую  гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать  всю потешку или песенку.

     Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что  у них всё получается  и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

                                                                 СОВЕТЫ:

-  при проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребёнка тёплые        ( предложите похлопать ими, потереть ладошки);

-  при проведении первых  пальчиковых игр  стихотворный текст читайте или  рассказывайте медленнее, чем  обычно, чтобы  дети успели показать движения;

-  по мере освоения движения меняйте темп;

-  тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо  знакомую детям мелодию;

-  не торопитесь обновлять  репертуар, их должно быть не более 2-3 разных игр;

-  новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых.

При выполнении пальчиковых игр имеет значение многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно показ заменяется только на словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может сам выполнить упражнение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно для этого использовать игрушки с пищалками.

Еще один важный вопрос: как расположиться маме относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Сорока», «Моя семья» и т. д.), это не очень важно - хоть сбоку, хоть просунув руку ребенка через прутья кроватки. А когда начинают работать обе руки, лучше начинать с того, что мама сидит на стуле, ребенок – у нее на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев выполнять самостоятельно, ребенок  уже сам может садиться рядом с мамой.

     Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись  ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети  произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и  невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...