Почему ребенок не слушается
статья (старшая группа) на тему

Гончарова Любовь Сергеевна

Почему дети не слушаются родителей?
Вы, конечно, знаете, что бывают дети тихие и спокойные, а бывают, наоборот, очень подвижные и весьма активные. Их постоянно сопровождают шум, гам и беспорядок. Такой малыш никак не хочет придерживаться общепринятых правил поведения. Создаётся впечатление, что он специально не слушается взрослых и получает от этого удовольствие. Как мягко и ненавязчиво приучать шалунишку к порядку, как правильно реагировать на грубость с его стороны?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ребёнок не слушается

Почему дети не слушаются родителей?

Вы, конечно, знаете, что бывают дети тихие и спокойные, а бывают, наоборот, очень подвижные и  весьма активные.  Их постоянно сопровождают шум, гам и беспорядок. Такой малыш никак не хочет придерживаться общепринятых правил поведения. Создаётся впечатление, что он специально не слушается взрослых и получает от этого удовольствие. Как мягко и ненавязчиво приучать шалунишку к порядку, как правильно реагировать на грубость с его стороны?

Самое главное в жизни маленького человечка — Любовь: мамы и папы, бабушек и дедушек, близких и друзей. Малыш простит вам практически всё, кроме отсутствия этого чувства. Он должен знать, что вы в любой ситуации его поддержите и никогда не разлюбите. В семьях, где царит Любовь, случаи плохого поведения детей встречаются намного реже. Любить надо разумно, одновременно воспитывая в ребёнке ответственность за совершённые поступки и культивируя его стремление вырасти хорошим человеком. Нужно найти золотую середину — будьте строги, но не чересчур; требовательны; любите, но не допускайте вседозволенности.

Взрослые думают, что у детей жизнь лёгкая, беззаботная и   детские переживания кажутся не такими сложными, как проблемы взрослых. Однако не стоит недооценивать их влияние на психику ребёнка. Часто беспокоящиеся малыши испытывают дискомфорт, к тому же впоследствии это может привести к хронической тревожности. Детки пугливые постараются спрятаться от свалившихся непонятно откуда страшилок в свой придуманный мир. Те, кто посмелее, встанут на свою защиту, наивно полагая, что если посильнее напугать и поколотить то, что их тревожит, потом будет вовсе и не страшно. А если эти идеи разделяет и поощряет кто-либо из взрослых, в ребёнке формируется твёрдая уверенность в том, что так и надо всегда поступать. Лучшая защита — это нападение. Постепенно такая модель поведения слегка трансформируется в примерно следующую: «Зачем ждать? Лучше сразу всем показать, что со мной не надо связываться, я самый сильный. бойтесь меня!».

Но в взрослые должны четко корректировать такое поведение. ребенка, родители должны быть ласковы, терпеливы, спокойны. Это вовсе не значит, что малыш не должен уметь постоять за себя. Имеется в виду лишь то, что не надо воспитывать его в постоянной готовности дать отпор всему и вся. Помните, что самый лучший учитель для малыша — вы сами. Именно на вас он хочет быть похожим, именно вам подражает.

И во многом, даже, наверное, во всём, вы определяете характер взаимоотношений ребёнка с миром, поэтому старайтесь контролировать собственные страхи и негативные эмоции.

Наверное, у каждой мамы время от времени появляется желание иметь идеального ребёнка. Всегда послушный, играет тихо, не мешает маме заниматься делами по дому, никого не обижает, ничего не ломает. Конечно, такое положение вещей удобно для взрослых, но в реальной жизни это исключение. Малыш растёт, взрослеет, познаёт мир. В доме становится шумно, где-то что-то постоянно падает, а часы и телефоны приходится убирать подальше. Каждый день приносит новые радости и огорчения, новые интересные занятия и неприятные сюрпризы.  Познавая окружающее пространство, ребёнок, в силу своей несмышлённости, может ненамеренно совершать неосмотрительные поступки.

Однако родители должны серьёзно обеспокоиться, если их чадо:

— ругается со взрослыми;

— не ладит со сверстниками, обзывает их и бьёт;

— проявляет жестокость по отношению к животным и растениям;

—  отбирает у детей игрушки и ломает их;

— перекладывает вину за совершённые им проступки на других;

— нарочно раздражает окружающих его людей;

— винит всех в своих ошибках;

— завистлив и мстителен;

— злится на окружающих, боится и избегает их.

Если среди перечисленного выше вы увидели черты поведения, характерные для вашего ребёнка, значит, пора задуматься о том, не нужна ли малышу ваша помощь, чтобы научить его общаться с окружающим миром без опаски и агрессии. Ребёнок, испытывающий внутренний дискомфорт, таким поведением хочет сказать, что ему плохо. Причину этого он понять не может и поэтому злится, ругается и использует любые способы, чтобы привлечь ваше внимание к себе. Малыш просит помочь ему, мы же воспринимаем его действия как испорченность и вредность детского характера, ругаем его, не подозревая, что тем самым усугубляем ситуацию.

Правила поведения для родителей

1. Создайте в семье благоприятную атмосферу. Говорите малышу о том, что любите его, всегда готовы выслушать и помочь.

2. Не оскорбляйте и не унижайте чувство собственного достоинства ребёнка обидными словами, даже если он провинился.

3. Убедите малыша, что вы всегда будете заботиться о нём и помогать в трудных ситуациях, чтобы создать у него чувство защищённости.

4. Учите ребёнка доверять миру. Начните с себя. Всегда сдерживайте обещания, данные малышу. Не обещайте того, что не сможете выполнить.

5. Давая какое-либо поручение ребёнку, не забывайте говорить ему, что вы в него верите, что ему по силам справиться с заданием. Хвалите за прилежное выполнение.

6. Старайтесь ограничивать время, проведённое ребёнком у телевизора или за компьютером. Отслеживайте содержание телевизионных программ, которые он смотрит, компьютерных игр, в которые играет. Контролируйте влияние внешних раздражителей на его эмоциональное состояние.

7. Пересмотрите свои требования к ребёнку, обратив внимание на то, не превышают ли ваши запросы реальные возможности малыша, не слишком ли часто он оказывается в ситуации постоянного неуспеха. Такая ситуация может спровоцировать возникновение негативных эмоций, агрессии.

8. Будьте терпеливы, но строги с ребёнком, уверены в себе и своих действиях, не позволяйте несмышлёному человечку руководить вами. Никогда не прибегайте к физическому наказанию. Своим примером демонстрируйте образец поведения.

9. Не наказывайте ребёнка по пустякам и слишком часто. Всегда объясняйте, за что именно вы его наказываете, даже если вы считаете, что он ещё ничего не понимает.

10. Старайтесь реже говорить ребёнку «нельзя» и «нет». Эти слова сами по себе вызывают желание сделать наоборот. Вместо «не ходи туда», скажите: «Если ты туда пойдёшь, может случиться...»; вместо «Не делай так» — «Если ты так сделаешь, я расстроюсь»; вместо «Нельзя драться» — «Надо быть спокойным и миролюбивым, тогда с тобой будут играть с удовольствием».

11. Не старайтесь оградить ребёнка от всего, на ваш взгляд, страшного, иначе ему будет сложно адаптироваться к жизни в будущем. Разрешайте ему принимать решения самому, он должен учиться взаимодействовать с окружающим миром.

12. Давайте ребёнку возможность освободиться от требующей выхода энергии. Предложите побегать, попрыгать, покидать мяч.

13. Воспитывайте доброжелательное отношение к окружающему миру. Учите сдерживать вспышки гнева.

14. Реагируйте на грубость со стороны ребёнка сдержанно, однако давайте понять, что недовольны и расстроены таким его поведением. Не грубите в ответ.

СТАНОВЛЮСЬ ХОРОШИМ

Сядем рядком да поговорим ладком.

Пословица

Довольно часто взрослым приходится что-то ребёнку запрещать. Естественная реакция на запрет с его стороны — плохое настроение, обида, а возможно, и злость. Последовательность действий родителей в такой ситуации должна быть примерно одинаковой независимо от возраста малыша.

Итак, вот-вот разразится скандал:

• кратко объясните малышу, почему невозможно то, что ему хочется. Ни в коем случае не пускайтесь в пространные рассуждения, поскольку взволнованный ребёнок не услышит ваших доводов, а разозлится ещё больше;

• скажите, что будете делать прямо сейчас — пойдёте домой, в магазин, на детскую площадку, наводить порядок в комнате и т. д.;

• отвлеките внимание ребёнка от предмета, послужившего причиной разногласий, «переключите» малыша на что-нибудь другое, очень интересное и требующее обязательного его участия;

• займите ребёнка какой-нибудь игрой, рассказом по дороге к пункту назначения, чтобы он успокоился и забыл о причине, побудившей его начать капризничать;

• негативным эмоциям необходимо дать выход, поэтому в течение дня предоставьте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры, проявить активность;

• воспитывайте в малыше положительное отношение к хорошим поступкам, развивайте в нём терпение, выдержку, самоконтроль, учите бесконфликтному общению;

• не оставляйте плохое поведение ребёнка без комментария. В этот же день, когда малыш будет спокоен, поговорите с ним о произошедшем, отметьте, что вы были недовольны, и объясните почему.

Старайтесь не сердиться на малыша за непослушание. Превращайте отрицательные эмоции в положительные, используя предложенные выше способы. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда ребёнок глядя на вас тоже успокоится. Объясните малышу, что всегда есть способы договориться и прийти к согласию. Скажите, что гораздо разумнее уступать друг другу: «Сегодня ты уступил, а завтра я уступлю тебе. Здорово, что так можно делать, правда?». Не обманывайте. Выполняйте обещания, данные ребёнку, и от него требуйте того же. «Я обещала разрешить тебе поиграть в мячик подольше? Разрешаю», «Ты обещал убрать игрушки? Убери, пожалуйста».

Старайтесь почаще придумывать игры, которые учат умению бесконфликтно общаться, вырабатывают выдержку, самоконтроль и воспитывают положительное отношение к хорошим, добрым поступкам.



Предварительный просмотр:

Если        ребенок         боится       темноты.

Страх-это сильная эмоция, обычно возникающая у ребенка в неизвестной для него ситуации. В знакомой ситуации страх появляется, когда ребенок знает, что за этим последует нечто плохое, что может принести боль и неприятные  ощущения. С возрастом у ребенка возникают различные страхи и переживания, к которым можно отнести боязнь темноты. Темнота-это что-то ещё не изученное ребёнком, где его могут подстерегать различные опасности. Например, телевизор, который днём  был абсолютно безопасным ,в темноте может превратиться в злобного монстра, а за оконной шторой  вполне могут скрываться привидения.

Страх темноты начинает развиваться обычно с 3-4 лет. К этому времени воображение ребёнка уже значительно развито и малыш начинает искать в происходящем причинно-следственные связи.

Нередко родители сами способствуют развитию этого страха  Они разрешают смотреть детям (и особенно на ночь) мультики со страшными и агрессивными персонажами. Многие пугают ребенка чудищами и другими злобными существами, которые  приходят за непослушными детьми ночью.(Бабай, Баба Яга. На возникновение  боязни темноты влияет и психологическая обстановка в семье, конфликты с родителями или отсутствие внимания с их стороны. Ребёнок не чувствует себя в безопасности, он может засомневаться в своей нужности папе и  маме. Привести к развитию страхов может и  гиперопека  родителей-если на ребёнка возлагают большие надежды и заставляют много трудиться, он начинает бояться совершить ошибку и не угодить взрослым. Не стоит также изолировать малыша от общения с его ровесниками.

Важно уметь слушать и слышать ребёнка, разговаривать  с ним о его проблемах. Не  нужно стыдить и высмеивать малыша, иначе его  самооценка  может значительно снизиться. Не следует также ругать своё чадо, этим можно добиться кажущегося успеха, но проблема никуда не исчезнет. Родители подобным образом только снизят доверие к себе. В результате в следующий раз ребенок просто не станет рассказывать вам  о своих неприятностях.    Лучше постараться выслушать и понять. И только в тех случаях, когда страх становится навязчивым, следует обратиться к специалисту.

Но родители могут и самостоятельно помочь своему малышу ,например, предложить ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, а затем порвать рисунок, или закрасить его яркими красками, залепить пластилином, вырезать какие-либо фигурки из этого рисунка -вариантов множество.

Можно устроить игру в жмурки или в прятки. Играть лучше в темном или плохо освещенном помещении и если ребенок не увидел там ничего страшного ,то он уже начинает задумываться: «А есть ли повод для страха в ночное время?» Такие игры способствуют выработке уверенности в себе.

Также вместе с ребенком можно переделать какую-либо известную сказку. Сценарий нужно поменять в лучшую сторону, чтобы у положительных героев всё было хорошо.

Для .того, чтобы справиться со страхом темноты, можно придумать свою сказку в которой главные герои очень пугливы. Если они боятся таких простых вещей как темнота, то  ребенок посмотрит сам на себя под другим углом, он перестанет считать свою боязнь странностью или недостатком. В итоге страх останется в сказке.

Ребенок должен всегда чувствовать себя защищенным, а родители должны любить, понимать и принимать его таким ,какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Помните, что ваш ребенок уникален и индивидуален и сегодня он может стать лучше, чем вчера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не слушается?

Описаны основные причины непослушания и рекомендации...

Консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует наказание, за наказанием - взаим...

Почему ребенок не слушается

7 стандартных ошибок родителей...

консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"

консультация для родителей "Почему ребенок не слушается"...

Почему ребенок не слушается

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обвиняют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные, легко ранимые дети. Они «сходят с рельсов&r...

Почему ребенок не слушается?

Причины непослушания, возрастной кризис и как добиться, чтобы ребенок слушался?...

Почему ребенок не слушается?

Общие причины непослушания, Основные причины упрямства, Если ребенок капризничает, надо.......