причины нарушений речи
консультация на тему
На каких этапах развития ребенка и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniy_rechi.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
На каких этапах развития ребенка и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при вполне нормальном речевом аппарате?
Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился: даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности: строения артикуляторных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции. Одна роль наследственного предрасположения в происхождении речевой патологии оценивается не всеми одинаково: одни исследователи отводят ей чрезвычайно большую роль, другие почти полностью сбрасывают ее со счетов. Истина здесь, как и в большинстве других подобных ситуаций, по-видимому, лежит где-то посредине.
Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие:
• профессиональные «вредности», действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);
• наркомания;
• алкоголизм и курение;
• искусственное прерывание предшествующих беременностей;
• другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.
Нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормальное формирование центрального и периферического отделов речевого аппарата, может нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов:
• токсикозы первой или второй половины беременности;
• острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);
• резус-конфликт;
• падения и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;
• профессиональные вредности, продолжающие действовать и во время, уже наступившей беременности; помимо отмеченных выше для будущей матери в этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
• курение матери во время беременности и употребление ею алкогольных напитков;
• стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п.
• не доведенные до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.
Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. Это объясняется тем, что к моменту наступления родов плод нередко оказывается недостаточно созревшим и поэтому не может принимать полноценного участия в их нормальном протекании (разворот плечом, активное продвижение по родовым путям и пр.). Именно это и приводит к необходимости применения при родах различных вспомогательных средств со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями (вплоть до механического повреждения головного мозга ребенка). Во время родов самой матери уже трудно бывает что-либо изменить — все применяемые по отношению к ней и ребенку действия медперсонала диктуются конкретной ситуацией. Другое дело, что недопущение этой ситуации на каких-то гораздо более ранних этапах во многом зависело от самой будущей матери или даже от обоих будущих родителей. Об этом подробнее речь пойдет в главе, посвященной профилактике речевых расстройств.
В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:
• травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.);
• недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
• применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца и т. п.);
• наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.
Подводя итог всему сказанному о причинах речевых расстройств, необходимо хотя бы в самых общих чертах коснуться классификации этих причин.
Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы — органические и функциональные.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственностью или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности (лицевой скелет закладывается на втором-третьем ее месяце), а также могут быть приобретены уже после рождения ребенка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте.
Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребенком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к «предлагаемому» образцу. И если он чаще всего слышит, например, «картавое» Р, то именно такое произношение этого звука и усваивает. Этим объясняются случаи нередко встречающейся «семейной» картавости, которую многие родители пытаются объяснять «наследственностью». Таким образом, здесь имеет место прямое подражание неправильному образцу. Существенную роль элемент подражания играет и в возникновении заикания.
Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п.! Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей
В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда. В качестве информации при подготовке к родительс...
Консультация для родителей по теме "Причины нарушения речи"
Описание общих причин нарушения речи....
Причины нарушений речи
Для родителей...
Причины нарушения речи у детей старшего возраста
В помощь родителям, воспитателям и логопедам...
Статья "Причины нарушения речи у детей"
У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...
Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников
Причины нарушения речи и значение вредных привычек...