Стремимся к самостоятельности! Кризис 3 лет
материал на тему
Кризис 3-х лет это граница между ранним и дошкольным возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кризис 3-х лет | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Стремимся к самостоятельности! Кризис 3 лет
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
- Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Итак, суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.
- Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или уже расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли(игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
- В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
- Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.
- У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота».
- Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в развитии ребенка, на котором мы с вами должны быть вместе с ребенком, быть другом, а не только мамой или папой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Ваш ребёнок поступает в детский сад" , "Развитие самостоятельности, Кризис трёх лет"
Материал для родителей...
Стремимся к самостоятельности. Кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глуб...
Консультация на тему: «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»
Консультация для родителей...
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3-х ЛЕТ
Консультация для родителей об особенностях кризиса 3-х лет.Может использоваться для стендов или папок-передвижек....
Консультация "Стремимся к самостоятельности" (2 младшая группа).
В консультации содержится характеристика возрастных особенностей детей 2 младшей группы и рекомендации, как развивать самостоятельность в данном возрасте....
Консультация для родителей: «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»
Уважаемые родители! Познакомьтесь с важнейшими особенностями и противоречиями психического развития трехлетнего ребёнка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это п...
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ...