Развитие речи детей до 3 лет.
консультация на тему

Гилигашвили Любовь Юрьевна

 Развитие речи детей до 3 лет.

 

У всех наших детей начиная с младенчества есть задержки, в общем и речевом развитие, причем у детей после года это выражено в большей степени (у трех детей раннего возраста - эпилепсия), чем у детей до года. В среднем отставание, в общем развитии, зафиксировано на пол года.

Задержка гуления, запаздывание фазы лепета, все эти признаки являются симптомами речевых нарушений.

         Активная речь наших малышей на данный момент находится на среднем уровне, понимание речи (пассивный словарь) накапливается в хорошем темпе, благодаря опытным воспитателям, каждый день малыши узнают новое, расширяют свои познания об окружающем, накапливают опыт.

Особенно большое внимание в первый год жизни и старше нам нужно уделять развитию мелкой моторики рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляционных движений. Помимо игр, развивающих ручной праксис, нужно проводить занятия, развивающие сенсорику, пассивный массаж  тела, пальцев также очень важен.

 Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представления об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного, речевого развития.

С двух месяцев малышей нужно учить повторять простые жесты (машем рукой когда прощаемся, подаем руку когда здороваемся)и движения: высунуть язык, вытянуть губы, надувать щеки, облизывать губы, и при этом не бойтесь быть смешные. Услышав, как ребенок загукал, потормошите его, «ответьте», дайте понять, что слышите, понимаете, что вам очень нравится производимые ребенком звуки.

Необходимо развивать речевой слух для дальнейшего понимания речи, через различные шумящие, скрипящие, шуршащие, звучащие игрушки.

В три месяца ребенок должен реагировать, ориентироваться на голос, то  есть пытаться узнать, где находится говорящий.  В 3 месяца можно начинать играть в «Козу рогатую».

В четыре месяца должны появляются певучие звуки, так называемое гуление (еще называют предречевыми вокализациями). С 5 месяцев малыш с удовольствием слушает мелодическую музыку. Музыка должна слушаться то ближе,  то дальше, то справа, то слева.

 С 6 месяцев появляется лепет, с этого момента полезно стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда вы произносите «ма-ма» или  «ба-ба».

С 7 месяцев пора знакомить с сюжетными игрушками. Показывая ребенку собаку, вы с разной степенью актерского мастерства лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите.   Хорошо имитировать голосом топанье ежика: «топ-топ», звук падения: «бух». Очень полезно одевая малыша комментировать свои действия, ласково, между делом называя ему части тела: «давай ножку, наденем носочек». Ребенок 8 месяца жизни должны понравиться пальчиковые игры: в «Ладушки», «Сорока-белобока».

С 8 месяцев очень важно начинать развитие правильного дыхания, можно придумать множество упражнений, использовать вертушки, свистки, ваши поделки. Для развития мелкой моторики, детям можно давать листочки бумаги, они с удовольствием будут рвать ее, при этой игре им нравится и получаемые ощущения и звук, который они производят.

В норме, в 9 месяцев малыш должен понимать значение отдельных слов, дай, на, брось. В этом возрасте важно постоянно и ненавязчиво стимулировать малыша повторять незнакомые раньше звуки, подражайте вместе звукам животных, гудкам и рокоту моторов машин, и с каждым днем малышу будет все легче и легче произносить звуки и слова. В 10 месяцев, ребенок должен понимать слово нельзя. Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы, выкладывание фигур из счетных палочек, рисование каракулей. Давайте карандаши, а лучше мелки, осваиваем процесс рисования.

В 11 месяцев полезны игры с сюжетными игрушками, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машина и гараж, собачка и миска), чтение книг, рассматривание ярких картинок.

Итоги:

В возрасте одного года ребенок в норме

-          Знает как его зовут.

-          Понимает слово нет.

-          Понимает и выполняет несложные просьбы.

-          Повторяет простые, облегчает слова.

-          Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи».

-          Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.

-          По вашей просьбе дает игрушку.

-          С удовольствием смеется.

-          Хорошо слышит и различает много звуков.

-          Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.

-          Активно рисует карандашом или мелком каракули.

 

   

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций  на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса.

 Первые осмысленные, облегченные слова в норме, в речи ребенка появляется обычно к концу первого года и таких слов, примерно 10, к полутора годам ребенок должен использовать в активной речи 100 слов, к 2 годам 300 слов, но здесь важно конечно не количество, а качество накопления фразовой речи. У всех детей существуют индивидуальные значительные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи.       В первую очередь важна динамика развития, для того чтобы проследить динамику будем заполнять анкеты, диагностические профили и отслеживать через мониторинг.

Начальный детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (названия животных и птиц, игрушек, окружающих ребенка людей, продукты питания) через опросники будем отслеживать темп накопления пассивного и активного словаря, а так же для различных проверок на основе опросников и анкет напишу дефектологическое или логопедическое заключения, то которое  понадобится. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...