"Поиграем?"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Поиграем?
(развивающие игры, в которые можно (и нужно!) играть дома с детьми)
Игра-это естественное состояние ребенка . Играя, он познает мир, учится находить общий язык со сверстниками. В игре происходит развитие всех его психических функций : восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Поэтому родители, заинтересованные в успешном развитии своего ребенка, уделяют большое внимание подбору не только игрушек, но и игр, в которые ребенок будет с пользой и удовольствием играть как со сверстниками ,так и в кругу семьи.
В какие же игры можно поиграть с ребенком дома? Во-первых, игры с мячом. Небольшой по размеру, лучше мягкий , чтобы в квартире не пострадали посуда и мебель, он поможет вам поиграть в такие игры по развитию речи, как «Недружные слова» (подбор антонимов – слов ,противоположных по значению)), « Один и много» (образование множественного числа существительных), «Назови ласково» (например ,взрослый произносит: «Дом», а ребенок возвращает ему мяч со словом «домик» и т.д.), «Животные и их детеныши». Стихи тоже можно учить, перебрасывая мяч друг другу и произнося строчки по очереди. Мяч можно использовать и при закреплении навыков счета, и при устном решении несложных примеров. Упражнять ребенка в классификации и обобщении помогут такие игры с мячом, как «Скажи, к чему это относится» (например, взрослый бросает ребенку мяч со словом «тарелка», а ребенок должен вернуть его с фразой «это посуда», и , наоборот-взрослый произносит: «Предмет посуды», а ребенок должен назвать любой предмет ,подходящий под это понятие).Бросание и ловля мяча в таких играх способствует не только развитию психических процессов у ребенка,но и развивает координацию его движений.
А вот мелкую моторику хорошо развивать при помощи разнообразных шнуровок. Можно купить готовые в магазине, а можно сделать самим, вырезав из плотного картона ботинок, сапожок или туфельку – кому что больше нравится-и вставив в дырочки любой шнурок или веревочку. Кроме шнуровок, дети с удовольствием играют с палочками. Простой набор таких счетных палочек для первоклашек позволит вам поиграть с ребенком в такие игры, как «Сложи по образцу»(когда взрослый сначала выкладывает из палочек фигуру, а ребенок должен ее повторить), «Я начну, а ты закончи» (взрослый выкладывает только часть фигуры, а ребенок завершает начатое, используя свою фантазию). С палочками можно учить алфавит и закреплять знания цифр. Кроме развития мелкой моторики, они позволяют развивать восприятие ,память, формируют навыки терпения и усидчивость, что важно для каждого ребенка, а для ребенка с проблемами в развитии имеет первостепенное значение.
Не следует забывать и о таких настольно-печатных играх, как «Лото» и «Домино». Их существует великое разнообразие по всем темам. Но здесь лучше не гнаться за количеством игр. Ребенок должен научиться играть в эти игры, используя правила. Это очень важно для формирования его нравственно-волевой сферы: соблюдая правила и очередность в игре, он учится строить отношения со сверстниками ,взаимодействовать в коллективе, что позволит ему легче перейти к позиции школьника.
А сейчас поговорим о компьютерных играх. Было бы глупо игнорировать их, говоря о сегодняшнем развитии дошкольника. Умело применяемые дома, они способны принести несомненную пользу ребенку. Здесь нужно помнить об особенностях дошкольников с проблемами в развитии, а именно – о их слабой концентрации, быстрой утомляемости. На занятиях, например, они сначала «врабатываются» (что может занять 2-3 минуты), затем работают в течение 5-6 минут, после чего их внимание рассеивается- им нужен небольшой отдых,
прежде чем они вновь будут способны работать продуктивно. Поэтому время, отведенное ребенку дома за компьютером, не должно превышать 10-12 минут, причем ребенок должен играть не один, взрослому необходимо быть рядом с ним. В настоящее время разработано огромное количество компьютерных игр для малышей. Из них мы хотели бы порекомендовать вам такие, как «Скоро в школу: тренируем память» (подборка игр на развитие различных видов памяти), «Скоро в школу: учимся считать» (закрепление и развитие навыков счета), «Учимся анализировать» (эти игры содержат задания на установление причинно-следственных связей), «Вера и Анфиса» (тестовые задания для детей от 5 до 7 лет).
Развивающих игр для детей существует множество, здесь мы коснулись лишь некоторых из них. Будем рады, если какие-то игры заинтересовали вас.