Консультация для родителей "Дети и деньги"
консультация (подготовительная группа) на тему

Искаева Екатерина Николаевна

Консультация для родителей "Дети и деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacija_deti_i_dengi.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег?

Понятно, что все мы хотим, чтобы наши дети здраво относились к этой стороне жизни: умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими, экономить, но не быть скрягами…

Как этому научить? И когда начинать учить?

Популярная в США книга Д. Нельсена «1001 совет по воспитанию детей» рекомендует начать давать монетки уже двух-трехлетнему ребенку, с тем, чтобы он складывал их в копилку. Утверждается, что тем самым привычка экономить вырабатывается еще до того как она будет осознана. А затем… «Когда ребенку исполнится 4-6 лет, приведите его с копилкой в банк и откройте счет на его имя. Пусть он каждые три месяца делает вклад».

Вряд ли такой совет вдохновит на реальные действия кого-либо из наших российских родителей. Правда, дальше в книге приводятся и более приемлемые советы:

«В возрасте 6-14 лет планируйте вместе с вашим ребенком его расходы. Вы также можете предложить вашему ребенку экономить деньги для того, чтобы пожертвовать их потом нуждающимся. Установите порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания. Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать, что значит быть без денег, и тогда он задумается над тем, как решить эту проблему: либо обходиться без денег, либо искать работу для получения дополнительного заработка».

Все правильно, однако здесь хотелось бы вспомнить высказывание известного педагога и писателя С. Соловейчика: «Все, что можно измерить или сосчитать, не имеет отношения к результатам воспитания. Для воспитания ребенка по-прежнему важны лишь духовные устремления родителей».

Тем не менее, проблему «дети и деньги» приходится решать практически каждой семье. И многие исследователи отводят деньгам значительно более сложную роль в воспитании детей, вводя даже такое понятие, как «деньготерапия». Вот как описывает проблему директор Российского института детской психотерапии и психоанализа Н. Асапова.

«В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом родительской любви. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и могущества, что увеличивает возможности развития личности. Идя в магазин даже с трехлетним ребенком, дайте ему денег, пусть купит себе то, что хочет. Это очень стимулирует чувство уверенности в себе у маленького человека, приобщает его к миру взрослых.

Можно сказать, что чем большие деньги задействованы в отношениях детей и родителей, тем глубже и содержательнее должны быть эти отношения. Легкое обращение с деньгами - без бесед, объяснений, споров, совместной работы – приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, - отношения, которые так необходимы детям. На самом деле родители соблазняют ребенка деньгами, его самого при этом отвергая.

Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений - непосильная ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают расстройства на уровне психоза («дай!», «хочу!»). Нередко сами же родители становятся заложниками такого воспитания… Деньги необходимы ребенку для развития, но не нужно провоцировать его большими суммами.

Не укореняйте в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не ругайте ребенка из-за потери денег больше, чем из-за потери другого предмета. Никогда не ругайте ребенка из-за растраты денег… Пусть он понимает, что вы ему по-прежнему доверяете и надеетесь, что это всего лишь досадное недоразумение.

Не старайтесь подбирать ребенку друзей «по достатку». Чтобы не было проблем при общении с детьми из менее обеспеченных семей, старайтесь использовать деньги для поддержки каких-либо творческих инициатив всего коллектива. Ваши деньги способны создать для вашего ребенка творческую среду, в которой недоброжелательные отношения между сверстниками невозможны».

Подводя итоги сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям при решении проблемы «дети и деньги»:

Учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет самостоятельность и возможность выбора - возникнет и больше шансов для появления ответственности.

Начать давать карманные деньги уже с 5-6 лет: это придаст маленькому человеку ощущение независимости и самостоятельности. Для начала пусть будет мелочь: вроде бы игрушка, но - ее принимают в магазине, на нее можно что-то купить…

Не поощрять детей дошкольного возраста зарабатывать деньги: во-первых, рано, а во-вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.

Подарить ребенку копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.

Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.

Избегать при ребенке разговоров о «богатых» и о их немеренных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, - не лучшее из человеческих качеств.

Не скрывать от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух, устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей уже начиная с 6-7 лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.

Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....

Консультация для родителей «Карманные деньги для дошкольников – путь к самостоятельности»

Каждый родитель, конечно, волнуется рассказывая ребенку что то новое. Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания ребенка. У детей очень развит по...

Консультация для родителей "Карманные деньги"

laquo;Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!».Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или нак...

Консультация для родителей "Карманные деньги: 10 советов родителям"

Консультация для родителей "Карманные деньги: 10 советов родителям"...

Консультация для родителей "Понимание "деньги" в понимании детей

Маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и инте...