Детский сад в Германии
статья на тему

Чиркина Татьяна Викторовна
Германия - родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но детские сады в Германии испытали на себе не только влияние идей Фридриха Фребеля (система которого и по сей день очень популярна в Германии), не только идеи немецких социалистов, но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей. Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon germaniya_-_referat.zip32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Дошкольные учреждения как первая ступень образования в Германии        

2. Типы дошкольных учреждений и возраст детей их посещающих        

3. Цель и основные принципы воспитания        

4. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны        

5. Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни        

6. Взаимодействие детского сада с семьей        

7. Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка        

8. Актуальные проблемы дошкольного образования в Германии        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Германия - родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но детские сады в Германии испытали на себе не только влияние идей Фридриха Фребеля (система которого и по сей день очень популярна в Германии), не только идеи немецких социалистов, но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

1. Дошкольные учреждения как первая ступень образования в Германии

Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования германии образуют детские сады.

Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра.

В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня - дома в своей семье. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем.

Свыше 30 процентов детей от 3 до 6 лет ходят сегодня в детские сады. Ежегодно 30 июня является «переломным» днем. Каждый ребенок, достигший к этому моменту 6 лет, обязан идти в школу. Родители извещают о сроках записи детей в школу. До первого дня занятий они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr»; «Vorschule»; «Schulnachmittage».

Цель этих занятий - подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

И все-таки сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.

Дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.

2. Типы дошкольных учреждений и возраст детей их посещающих

Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.

В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:

- детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет;

- одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);

- пришкольные группы (для пятилетних детей);

- подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;

- круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;

- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

- материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии.

Главные концептуальные принципы воспитания детей реализуются в детских садах свободного и открытого типов. Самый распространенный тип свободного детского сада - штейнеровские детские сады и детские сады Монтессори.

Открытый детский сад организован на ситуативно-ориентированной концепции дошкольного воспитания, для которого характерны: открытое планирование с участием детей; учеба на базе реальных жизненных связей; единство игры и учебы; разновозрастная организация жизни и деятельности; связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного заведения.

Воспитатель должен быть способным к систематическим и длительным наблюдениям, анализу результатов педагогической деятельности, прогнозированию.

3. Цель и основные принципы воспитания

Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Претворение этой задачи в жизнь должно быть педагогически и организационно ориентировано на потребности ребенка и его семьи. Работа педагогов детского сада должна дополнять семейное воспитание, компенсируя его недочеты, с целью обеспечения для ребенка равных условий и шансов в получении дальнейшего развития и образования. Дети должны под руководством и с помощью опытных педагогов-специалистов в игровой форме пройти жизненно важную общественную социализацию и выработать в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Таким образом, должен быть облегчен процесс интеграции детей в современное общество и начальный этап школьного обучения. В связи с чем особое место начинает занимать работа по развитию речи у детей и по повышению их языковой компетентности.

В области дошкольного образования не предусмотрены занятия в отдельных отраслях знаний или определенные часы в недельном ритме, не существует также строго определенных учебных планов. В рамках работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду предусмотрена педагогическая деятельность с целью развития духовной, физической, эмоциональной и социальной компетентности детей в следующих областях:

-·речевое развитие, шрифт, коммуникация;

- личностное и социальное развитие, система моральных ценностей /религиозное воспитание;

-·основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной);

-·музыкальное развитие / обхождение со средствамимассовой информации;

-·человеческий организм, движение, здоровье;

-·социальный и живой окружающий мир.

Педагогическим коллективам детских садов предоставлена демократическая база для творческого подхода к модели педагогической концепции, с которой они предпочитают работать: педагогика Монтессори, билингвальный (двуязычный) детский сад, детский сад с оздоровительным компонентом или собственная концептуальная комбинация. Формирование групп может происходить по возрастному принципу, они могут быть смешанного типа, а также открытыми, т. е. в детском саду может не быть  групповой организации, а дети находятся под присмотром воспитателей в оборудованных комнатах.

В соответствии с договоренностями между федеральными землями по вопросу о раннем образовании в детских дошкольных учреждениях, принятыми в 2004 году, образовательная работа в этих заведениях включена в комплексную систему общего развития ребенка. Проводится она в форме работы по проектам, в ходе реализации которых дети получают учебную информацию, которая должна способствовать повышению их образованности и быть им интересна. Посредством педагогических методов у ребенка должна возникать мотивация к процессу обучения, должны быть созданы условия для его развития в игровой форме, в то время как для педагогического коллектива должны быть созданы такие условия, чтобы они могли осознавать свои ошибки и работать над ними, а дети могли бы учиться на своих ошибках, пробуя различные варианты для их анализа и корректировки. Педагогическая работа должна исходить из интересов, потребностей и условий жизни каждого конкретного ребенка. Это предполагает, что ребенок находится в центре педагогического процесса в детском саду, педагоги ведут наблюдения за ним, документируют этапы его развития и находятся в постоянном контакте с родителями.

Так как в детском саду не предусмотрено выставление каких-либо оценок в ходе работы с детьми, педагогический персонал, наблюдая и документируя особенности развития ребенка, сообщают родителям об успехах малыша и возможно имеющихся проблемных моментах в его поведении в группе.

4. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны

По Акту о благосостоянии детей и молодежи (Kinder- und Jugendhilfegesetz) от 1990 г. все институты дошкольного образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Их функции включают в себя заботу и обучение детей. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности, приспособлении к жизни в группе. Рассматривая вопрос более раннего возраста для начала обучения в школе, нужно сказать, что это тоже задача Kindergarten улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. В настоящее время уже уделяется внимание важности принятия мер по улучшению лингвистических навыков в дошкольном образовании.

Предметы и количество учебных часов в детском саду не определены, и не существует учебного расписания как в школе. Следующая деятельность организована для того, чтобы поспособствовать развитию детей в возрасте от трех до шести лет в Kindergarten: развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, игра и другая соответствующая деятельность.

Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Образовательный персонал отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком и контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями.

В соответствии с методами, развитие ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется через игры и демонстрирование жизненных ситуаций. Такие институты, как Kindergärten Монтессори имеют свои образовательные принципы и методы.

5. Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни

Рассмотрим особенности открытого детского сада.

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина.  Большой разновозрастной коллектив детей (50 - 80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения.

Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а  зонами для определённых видов детской активности. Обычно это следующие помещения:

• для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.);

• для конструирования и экспериментирования;

• для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»;

• для физической активности.

В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.

У детей нет своего группового определённого помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный  уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних.

Данный состав помещений не является новым для отечественных дошкольных учреждений: во многих детских садах есть соответствующие  и хорошо оборудованные помещения.  Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно.  Эта возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчёркивая своеобразие каждого режимного момента.

Режим дня

С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. С порога обращает на себя внимание то, что традиционных для нашей культуры шкафчиков для одежды в немецких садах нет. У каждого ребёнка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует  с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим  расстегивать или застёгивать пуговицы,  зашнуровывать ботинки и пр.

После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети  завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.

С 10 до 10.30 – время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. В рамках такого общего проекта выделяются отдельные задачи, которые выполняют разные группы детей – по их собственному желанию. Например, темой объединяющего проекта является «Карнавал». Для его подготовки одна группа детей готовит костюмы, другая оформляет помещение, третья репетирует танцы, четвёртая  готовит представление. Каждому ребёнку предлагается выбрать  своё место и своё дело в реализации общего проекта. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы детского сада. К праздникам года относятся и дни рождения детей (которые красиво и интересно оформлены в общем помещении так, что каждый ребенок знает, когда и у кого будет следующий день рождения), и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Важно подчеркнуть, что все дела, связанные с праздниками,  направлены  не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого в реализации события. Через подготовку к праздникам происходит организация и осмысление многих форм детской самодеятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.)

Это могут быть также проекты по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в проекте. Выбрав ту или иную задачу, ребёнок в течение определённого времени (2-3 недели) принимает участие в работе соответствующей группы, и таким образом отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. На общих встречах осуществляется распределение обязанностей и обсуждается ход реализации проекта.

После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой  возрастной группе.  Содержание занятий естественно,  зависит от возраста детей.  

Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь  обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются  общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на  индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой области Германии и в каждом детском саду  используются свои конкретные формы и свои приоритеты. Так, для Баварии приоритетными направлениями образования дошкольников являются:

-  развитие речи  (с акцентом на развитие фонематического слуха),

- развитие движения,

-  социальное развитие.

Акцент на развитие речи с одной стороны связан со значительными проблемами многих детей в этой области, а с другой – с большим количеством иностранцев, плохо говорящих на родном языке. Характерно, что занятия по развитию речи с иностранными детьми и с носителями языка проводятся отдельно (также отдельно проходит и диагностика в этой области).  В рамках развития речи осуществляется специальная работа по развитию фонематического слуха детей.

Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики.  Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме – детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии.

После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке.

С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать паззлы или рисовать.

С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру,  конструирование,  рисование, лепку и пр.  Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами).  

С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время  родители забирают детей по домам.

В 16.45 детский сад заканчивает работу.

Организация предметной среды

Очевидно, что предметная среда того или иного помещения определяется его назначением. В открытом детском саду чаще всего можно увидеть следующие оборудованные комнаты или зоны для занятий:

 - творчеством,

 - естественнонаучной и  исследовательской деятельности

- конструированием и режиссерской игрой

- для игровой деятельности

-  физической активности

- помещение для общих встреч и занятий,

- уголки чтения

- уголки уединения

- уголки для экспериментирования.

Креативная комната оборудована разнообразными материалами и мебелью для изобразительной деятельности: живописи, лепки, аппликации, ремесла и пр., а также защитной одеждой, раковиной и предметами уборки.

В игровой комнате сконцентрированы  игрушки  и материалы для самых разных видов игры. Есть уголок для игры с куклами, зоны для наиболее распространенных сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), коврик для игры в машинки, специальное место отведено для настольных игр с правилами.  Например, для сюжетно-ролевой игры в почту, в игровой появляются костюмы, различные атрибуты профессии, предметы-заместители, тематические игрушки.

В комнате для конструирования размещены различные конструкторы, маркеры пространства, наборы, включающие маленькие фигурки и куколки для режиссёрской игры. В игровых комнатах минимально представлена мебель, зато максимально – предметы преобразования пространства. Зонирование пространства внутри комнат задаётся её конкретной формой той или иной деятельности и возрастом детей.  Например, в помещении для конструирования есть пространство для крупномасштабного конструирования, для деревянного строительного материала,  столики для конструктора типа Лего «Дупло», «Плей-мобиль» и др. В обоих садах были представлены небольшие «подиумы» 1х2 м шириной для возведения масштабных построек. Подобные «подиумы» позволяют детям максимально удобно размещаться рядом с постройками и осуществлять игровые действия с трех позиций – сверху, сбоку и снизу  от постройки.  

Показательно, что игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два  в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей.

Уголки для экспериментирования представляют собой столики или стеллажи с материалами различной фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней, дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.

Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами. В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батутом.  Дети могут приходить сюда для подвижных игр, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей  в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки, балансиры, обручи, брёвна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.)  В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.

Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для возможности обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч. совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в т.ч. круглогодичным календарем детских дней рождения.  

Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ в декорировании пространства и украшении стен.

Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, или в связи с новыми потребностями детей, или с появлением новых материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.

6. Взаимодействие детского сада с семьей

Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр.

Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната и т.д.), где можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

7. Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка

Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации.  Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.  

Отличительной особенностью работы  педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает  ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).  

Немецкие воспитатели не обязаны вести обильную документацию, она   ведётся для  внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к заполнению карт индивидуального развития, которая заполняется на каждого ребёнка 2 раза в год - в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка.  

Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребёнка в группе, который является результатом индивидуального, а также совместного  педагогического наблюдения.  По 5-бальной шкале оценивается уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада, предпочтение разных видов активности и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты. К таким аспектам относятся:

1) развитие речи, причём для немецких и иноязычных детей используются разные тесты и разные критерии оценки речевого развития;

 2) развитие  фонематического слуха и сформированность фонеметического  анализа;

3) моторное развитие (координация, соразмерность, баланс, ловкость движений и пр.).  

Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача.  Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.

Столь широкий круг обязанностей при отсутствии  программы воспитания предъявляет серьёзные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке. В этой связи особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования.

Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.  

На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога  включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап –  2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.  

Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает  совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая  теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня),  а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п.  Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца),  практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.      

Значительное место в деятельности детского сада занимает работа с родителями. Родительские встречи и лектории происходят ежемесячно. Помимо этого по необходимости педагоги встречаются индивидуально с родителями для бесед об их детях. Рабочим материалом для этого служат детские индивидуальные папки и диагностические материалы педагогов. Формат деятельности детского сада предполагает совместные семейные праздники.

В холле функционирует библиотека педагогической и психологической литературы, который открывается раз в неделю. Родители могут взять книги на дом не только для себя, но и для детей. Есть и открытый читальный зал для родителей, ожидающих своих детей.

8. Актуальные проблемы дошкольного образования в Германии

Новые цели воспитания после объединения Германии пришли в противоречие со старыми ценностями и методами. В основе изменений лежало понимание того, что развитую личность принуждением, силой воспитать нельзя. Гораздо эффективнее внимательно наблюдать за детьми, поддерживать их идеи и инициативу, задавать вопросы, обращать внимание детей на определенные моменты.

Среди примеров работы по-новому в Восточной Германии в литературе приводится и такой. Для старших детей смешанной возрастной группы воспитатель подготовила занятие «Глаза; зрение», на котором дети рассматривали цветные изображения глаза (им больше всего понравились картинки из медицинского атласа); сравнивали камеру-полароид и свои глаза, глядя на них в зеркальце, размышляли о том, что общего в устройстве камеры и глаза. Им особенно понравилось самостоятельно фотографировать, сравнивать цвет глаз и волос. Детей заинтересовал вопрос о связи света, темноты и зрения. Закрывание и открывание глаз напомнило им о том, как вечером они засыпают. Воспитатель не только слушал, но и задавал вопросы, предлагал, что еще можно сделать. Было решено, что дома все проследят за тем, как они ложатся спать. На следующий день группа детей, которые больше других заинтересовались проблемой, собралась вместе, и в ролевой игре каждый ребенок показал, как у него дома происходит процесс укладывания. Затем дети обсуждали увиденное, при этом их внимание направлялось не на то, что правильно или неправильно, а на знакомство с чужим опытом, на выявление общего и различного. Дети все делали с радостью, что свидетельствовало о том, что содержание занятия усвоено.

Диалогический характер работы подтверждается и другим примером. Запланировав тему «Рисование красками и кистями», воспитатель повел детей в физкультурный зал, расстелил бумагу на полу, предложил детям раскрасить вырезанные им фрукты для осеннего праздника, вместе с тем дал понять, что можно делать что-нибудь другое. Сначала один ребенок, а затем и все остальные начали рисовать цветные пятна у себя на лице и руках и на лице соседа. Воспитатель сопровождал творчество детей комментариями («Из осенних художников дети превратились в осенние листья»). Некоторые дети залезали на шведскую стенку и прыгали с нее - «падали, как осенние листья». Воспитатель изображал ветер, который сдувает листья с дерева. Некоторые занимались раскрашиванием в определенном порядке, подпевая себе, варьируя мелодии. Время от времени дети раскрашивали приготовленные воспитателем бумажные плоды, но потом возвращались к игре. В ходе этой деятельности происходило и речевое развитие детей.

Исследователями был сделан вывод о том, что умение воспитателей бывшей ГДР организовать деятельность детей в разных формах, наполнить ее содержанием может сочетаться с установками, направленными на развитие умственной активности, инициативы, социальной компетентности.

Однако, как правило, педагоги из бывшей ГДР не стремились демонстрировать свои умения, боясь осуждения коллег за то, что они не смогли порвать с прошлым педагогическим опытом. Сегодня в западной части Германии ощущается недостаток подготовленных воспитателей, а в восточной - переизбыток, причем работники детских садов бывшей ГДР получают денежную компенсацию, если обязуются отказаться от педагогической деятельности.

Заключение

Подводя итоги краткому описанию дошкольного образования в Германии, можно отметить с одной стороны эклектичность его теоретической основы, а с другой – единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность научных оснований заключается в том, что в работе одного дошкольного учреждения соединяются методы работы разных педагогических систем.  Прежде всего, это выбор занятия, материала и вида деятельности который является ключевым моментов в системе М.Монтессори.  Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближает данную систему с Вальдорфским детским садом. В то же время наличие обязательных занятий  по разным предметам и отслеживание показателей развития детей напоминают традиционные детские сады в России. Практико-ориентированные занятия напоминают идеи Дьюи, а проектная деятельность в разработках занятий - продукт современной педагогической мысли. Таким образом, данная система заимствовала методические достижения различных систем дошкольного воспитания и в то же время привнесла в дошкольную педагогику свой несомненный вклад.

Этот вклад заключается в единой направленности всех воспитательных воздействий на формирование инициативности и самостоятельности детей. Возможность свободного выхода ребёнка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей. Право свободного выбора (и ответственность за него) даёт возможность  почувствовать самого себя: свои желания,  переживания, процесс и результат своих действий.  Это стимулирует инициативность, самостоятельность ребёнка и ответственности за свои действия.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. Свободная деятельность занимает центральное место в структуре детского времяпрепровождения в детском саду – это полноценные 4-5 часов игры или видов детской деятельности в день. Разновозрастный мобильный детский коллектив позволяет каждому ребенку получать опыт развития и присвоения игровых действий в естественных социальных условиях. Дети имеют время и возможность наблюдать,  подражать и перенимать самый разнообразный опыт игровых действий и умений у старших детей. Дети имеют возможность знакомиться с реальной деятельностью взрослых и воплощать эти сюжеты в своих играх. Это целиком и полностью отражает идеи отечественной психологии о ведущей деятельности и совпадает с основными задачами развития дошкольного возраста.    

Хотелось бы сделать акцент на месте и роли организованных занятий. Организация всех детей в одновозрастные минигруппы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ориентированного комплексного подхода. Такие занятия имеют своей целью прежде всего развитие поисковой исследовательской деятельности, умения видеть и ставить проблемы и находить способы их практического решения. Здесь дети учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других,   и приобретают навыки коллективной деятельности.

Глубокое уважение к личности ребенка чувствуется во всем – в уюте и комфорте помещения, в подборе игрушек и материалов, в теплой, творческой и дружеской атмосфере  коллектива. Важно подчеркнуть что это не просто слова и провозглашаемые ценности, а конкретная педагогическая технология, благодаря  которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребенка.  

Список литературы

  1. Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // Педагогика, 2006. №3. – с. 12-15
  2. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 2005. – 230 с.
  3. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2008. – 260 с.
  4. Педагогика и народное образование за рубежом. М., 2009. – 266 с.
  5. Сергеева Н.Б. Впечатления о современном немецком дошкольном образовании // Педагогика, М., 2010., №3. – с.22-27
  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2008. – 300 с.
  7. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 2008. – 170 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное воспитание в Германии

Материал включает в себя: философские взгляды и методику дошкольного воспитания Фридриха Фребеля,принципы Вальдорфской педагогики, основные концепции дошкольной педагогики Германии....

Игра "Лепёшка" Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, Германия

Лепёшка Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, Германия...

Реферат: "Опыт воспитательной работы в детских садах Германии"

В реферате "Опыт воспитательной работы в детских садах Германии" рассматриваются следующие вопросы: цель и основные принцыпы воспитания ; типы дошкольных учреждений; особенности организ...

Статья "О работе детских садох Германии"

В статье представлен материал семинара на базе МДОУ ДС№38 "Гвоздика" о работе детских садов Германии...

Методическая разработка сценария досуговой деятельности в средней группе детского сада, посвященной празднованию 75-летия со Дня Победы Советской Армии и народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Методическая разработка сценария досуговой деятельности в средней группе детского сада, посвященной празднованию 75-летия со Дня Победы Советской Армии и народа над фашистской Германией в Великой Отеч...