Психологическая готовность к школе.
материал (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие родители будущих первоклассников! Сейчас у вас трудное время – вы выбираете школу для своих детей. Вам хочется, чтобы это была самая лучшая школа на свете, где вашего ребенка научат говорить на двух языках, работать на компьютере и многому другому. Так оно и будет, а пока давайте разберемся, а готов ли ребенок психологически к школе?
Безусловно, важно чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима психологическая готовность к новым условиям жизни.
Что же включает в себя психологическая готовность?
-Личностная готовность ребенка к школе. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. «Мне форму купят красивую», «В школе Боря учится, он мой друг»… Внешние аксессуары школьной жизни, кажутся заманчивыми дошкольнику. Но это не главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью - учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого уровня знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе.
Еще хуже, если дети не ходят в школу. «Я не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут». Причина подобного отношения – ошибки в воспитании детей. К этому приводит запугивание детей школой, что очень опасно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям.
Намного разумнее сформировать верное представление о школе, положительное отношение к школе и учителям, вселить уверенность в собственных силах.
Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: совместное (семейное) чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам старших детей, рассказы родителей о любимых учителях и многое другое.
-Волевая готовность ребенка к школе – способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить, реализовать его, оценить свой результат. Правда, все это еще неустойчиво и неосознанно.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игре.
Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям - «матросам», как не выполнить требования мамы - «капитана»! Становясь членами игры, родители получают возможность без угроз и излишней назидательности, насилия осуществлять руководство трудовым, физическим, нравственным воспитанием своих детей.
Развитие дисциплинированности, организованности и других волевых качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера его взаимоотношений со взрослыми.
-Интеллектуальная готовность ребенка к школе – запас знаний и представлений об окружающем, сформированность его мыслительных навыков.
Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний словарному запасу. Это совсем не так.
Существующие программы, их усвоение потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей школьной деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у него умений, требуемых в этой деятельности, высокий уровень обучаемости. Это требует от поступающего в школу ребенка не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться, искать причины замеченной перемены.
У многих познавательная активность ярко выражена и связана с бескорыстным интересом ко всему окружаемому, но не у всех. Причины наивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов. Если познавательные интересы будут сформированы недостаточно, не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться. Стремление к знаниям от этого не появятся. Другое дело – интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями – огромная ценность для ребенка. Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно.
Обнаружив у ребенка какие-либо способности, родители стараются создать оптимальные условия для их развития. Не надо спешить. Вряд ли стоит сразу же строить далеко идущие планы, сулить ребенку - дошкольнику необыкновенное будущее. Формирование личности ребенка, его характера, навыков общения со сверстниками и взрослыми – все это очень важно для его успешного обучения. Очень важно не повредить хрупкую детскую душу, оберечь ее от лишних потрясений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....