Материал на информационный стенд для родителей "Плоскостопие, как его выявить?"
материал на тему

Шумихина Юлия Валерьевна

Рекомендации для родителей: как сделать плантограмму стопы в домашних условиях, как её оценить. Что надо знать, если у ребёнка обнаружилось плоскостопие. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, которые надо выполнять дома с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stend_dlya_roditeley_-_ploskostopie_kak_ego_vyyavit.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие. Как его выявить?

Уважаемые родители!

    Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребёнка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.

    Исследование отпечатков стопы вашего ребёнка можно провести и в домашних условиях. Для этого возьмите лист чистой, желательно шероховатой бумаги. А так же водный раствор «зелёнки» или гуаши. Посадите ребёнка на стул и нанесите при помощи ватного тампона на его стопы красящий раствор. Взяв ребёнка за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру до получения отчётливых отпечатков стопы – плантограммы.

Оценка плантограммы.

    Возьмите карандаш и линейку, прочертите две линии.

  1 линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ног.

  2 линия проводится от центра пятки до центра большого пальца.

Если обе линии расположены внутри отпечатка – стопа плоская (рис.№3).

Если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощённая

(рис. №2).

Если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (рис.№1).

Рисунок №1

Рисунок №2

               

Рисунок №3

   

    Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах; косолапая походка; обувь, скошенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребёнка обнаружилось плоскостопие.

  • Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.
  • Плоскостопие – это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.
  • При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребёнок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.
  • Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребёнку 5,5 лет, а стопа всё ещё плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
  • Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, перенесённый ранее рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.
  • Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жёсткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1см.) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребёнка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

    Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата у дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств:

  • Занятия физической культурой с элементами ЛФК.
  • Плавание в бассейне.
  • Упражнения на тренажёрах
  • Коррекционную гимнастику.
  • Физкультурные минутки и динамические паузы и т.д.

Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные упражнения.

  1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия.
  2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесёт пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или, кто больше соберёт шариков в миску.
  3. Из положения сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз.
  4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
  5. Хождение по гимнастической палке (верёвке), лежащей на полу, боком приставным шагом.
  6. Хождение на внешней стороне стопы.
  7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперёд), ребёнок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.
  8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.
  9. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем – круговые движения.
  10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трёх минут.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Исходное положение: Сесть на край стула, выпрямить спину, стопы поставить на пол.

1. Сгибание и разгибание пальцев.
· Согнуть пальцы.
· Выпрямить пальцы. (10 раз).

2. Поднимание и опускание пятки и носка.
· Поднять носок, пятка остается на полу.
· Опустить носок, поднять пятку, опустить пятку. (10 раз)

3. Круговые движения носками, пятка остается на полу.
· Поставить ноги на пятки, носки подняты
· Круговые движения носками. (10 раз)

4. Круговые движения пятками, носки на полу.
· Поставить ноги на носки, пятки подняты.
· Круговые движения пятками. (10раз)

5. Вытягивание стопы от себя и на себя.
· Выпрямить ногу в коленном суставе.
· Вытянуть носок стопы от себя и на себя. (10 раз)
· Выполняем попеременно правой и левой стопой
Возможно, выполнение упражнений двумя ногами одновременно.

6. Круговые движения ногой.
· Поднять и выпрямить ногу.
· Делать круговые движения ногой.
Вариант - носками стоп писать в воздухе цифры и буквы.
Вариант - босыми ногами скатайте газету в шар, затем разгладьте и порвите ее.

7. Разминание пальцев стоп.
· Максимально согнуть пальцы стоп и упереться в пол их тыльной стороной.
· Делать давящие движения от себя стопой, как бы подминая пальцы под себя. (10 раз).

8 Хождение на носках, максимально поднимая пятки. (10 шагов)                                     9. Хождение на пятках, максимально поднимая носки. (10 шагов)                                 10. Хождение на внешней стороне стопы. (10 шагов)                                                            11. Катать скалку стопами, от пальцев к пятке и обратно. (10 раз)                                 12. Встать на скалку, пятки или носки на полу, чтобы не потерять равновесие. (2-3 мин)

    Возможно повторное выполнение комплекса еще раз, через перерыв в 10 минут.
Выполняется комплекс по возможности – один, два раза в день (в том числе перед сном, чтобы после упражнений не ходить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как и чем занять ребенка дома?". Материал для информационного стенда для родителей.

Печатный материал-консультация для стенда в групповой комнате. При желании можно дополнить рисунками, картинками, рамками и т.п....

Материал на информационный стенд для родителей "Какую обувь покупать детям?"

Рекомендации для родителей, как верно подобранная обувь позволит стопе малыша правильно развиваться и избежать в будущем проблем со здоровьем....

Материал на информационный стенд для родителей на тему "ФГОС ДО"

Материал для ознакомления родителей с введением  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Родителям предлагается ознакомиться с тем, что такое ФГОС ...

Материал для информационного стенда

Памятки могут быть использованы воспитателями для оформления информационного стенда для родителей в осенний период....

Материал для информационного стенда "Что такое фонематический слух?"

Что такое  фонематический слух? Упражнения  для развития фонематического слуха и восприятия....

"Как и чем занять ребенка дома?". Материал для информационного стенда для родителей.

Печатный материал-консультация для стенда в групповой комнате....