Агрессивность
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
О проблемах в общении
Сейчас многие дети впервые начинают посещать детские коллективы в возрасте 4-5-ти лет. Как правило, это связано с желанием родителей подготовить детей к школьному обучению: детей «отдают» в различные центры дошкольного образования, обучения и развития. В этих группах детям приходится вступать в общение с другими детьми, и родителей часто волнует, как ребенок будет строить это общение, сможет ли он найти общий язык со сверстниками, примут ли они его, не отвергнут ли, будут ли с ним взаимодействовать.
Это беспокойство родителей понятно: не всем детям удается легко и без проблем наладить общение со сверстниками, многие при этом испытывают определенные трудности. Как правило, можно заранее предсказать, будут ли у ребенка такие проблемы.
Если дошкольник в реальной жизни и общении с близкими людьми проявляет следующие негативные характеристики: неспособность сопереживать другому человеку, откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением, множество отрицательных эмоций и страхов, - можно предположить, что у него будут трудности в общении с другими детьми.
Совсем не нужно ждать, когда у ребенка проявятся проблемы в общении. Если родители предполагают, что так будет, лучше всего заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.
При этом нужно помнить, что общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения.
Очень часто проблемы в общении бывают у детей с дефектами личностного развития – у агрессивных, конфликтных, застенчивых, неуверенных в себе, беспокойных, замкнутых детей, а также у детей с нарушениями речевой функции. Таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая корректирование и развитие необходимых качеств личности.
В последние годы было издано немало научно-популярных книг, методических пособий для родителей, воспитателей, педагогов и детских психологов, посвященных проблеме развития коммуникативных способностей детей. Родители, опасающиеся того, что их ребенок будет испытывать трудности в общении со сверстниками, могут воспользоваться этой литературой для организации занятий с детьми в домашних условиях. Такая работа часто оказывается достаточно эффективной.
В случаях, когда родителям самим не удается помочь ребенку, необходимо обращаться к психологу. Разработаны специальные тренинги, упражнения и игры для детей-дошкольников, способствующие развитию у них навыков общения.
Главное, «не запускать» ребенка. Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Одной из книг, которая может оказаться полезной для родителей, является популярное пособие для родителей и педагогов Н.Клюевой и Ю.Касаткиной «Учим детей общению».Ярославль, 1996
«Прошлое – это бумеранг, который все ровно тебя настигнет»
Вспомним, например, идеи авторитарного воспитания, которые несколько лет тому назад сбивали с толку многих родителей. Сегодня мы не можем – да и нельзя уже – воспитывать авторитарным методом. Общее снижение роли авторитета стало фактом нашего времени, и было бы неправильным закрывать на это глаза. С точки зрения духовного развития мы находимся на пути формирования нового общества. В этих условиях наш ребенок должен зарекомендовать себя как свободный, счастливый, удачливый человек. Авторитарное воспитание становится непригодным, однако антиавторитарное воспитание ведет пока к хаосу: мы еще не созрели для этого, так что нужен путь золотой середины. Авторитарная педагогика и нервно-психическое здоровье школьников
Несмотря на накопленный нашей педагогической наукой потенциал разнообразных технологий и методов преподавания, в большинстве школ все еще доминирует авторитарный стиль. Роль в этом принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с обучающимися. Стиль- это индивидуально- типологические особенности взаимодействия педагогов и учеников. «Погода в классе» и степень адаптации детей к школе зависит от него. Если школьнику приятно и комфортно на уроке и в школе - тогда результаты обучения будут лучше, а личность будет развиваться более гармонично. Педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников образовательного процесса тревожность, страх, боязнь оказаться несостоятельным, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. По данным МОРФ 40% детей не хотят ходить в школу, 50% не удовлетворены своими знаниями и только 10% радуются встрече с учителями (только 4-7% обучающихся традиционной школы сохраняют интерес к учебе). Такие показатели, как тревожность, подавленность, агрессивность, суициидальность все чаще присутствуют в психологическом портрете дошкольного и школьного возраста. Авторитарной педагогике характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности личности. Напряженность, эмоциональный дискомфорт снижение активности приводит к падению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка.
Имеются данные о том, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом «у такого, который бы не кричал» - помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает» у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается не способным к формированию точных понятий. Для авторитарного педагога командный и громкий голос - один из основных способов показать превосходство над подопечным, повысить свой социальный статус. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагога до 77% рабочего времени и требует здоровья, выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости.
При авторитарном стиле преподавания подтверждается негативное влияние такого рода педагогического воздействия на состояние здоровья и самочувствие детей. Психологический дискомфорт, который испытывали обучающиеся на уроках авторитарного педагога, снижал продуктивность их учебы, увеличивал затраты времени на приготовление домашних заданий, чем вызывал дефицит сна, сокращал время прогулки, снизил в целом успеваемость. Эти и другие данные, получаемые нами, убеждают нас в том, что авторитарный, эмоционально- неуравновешенный, профессионально неадекватный учитель способен нанести серьезный вред нервно- психическому здоровью ребенка. Культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к ученику- важная составляющая профилактики нарушений, как в состоянии здоровья детей, так и педагогов. Кроме того, вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять достойное место в подготовке и повышения квалификации педагогов.
Здоровье детей – категория педагогическая.
Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на развитие и счастье – вот ядро современной педагогической концепции.
Абсолютно идеальной схемы воспитания ребенка не существует. Необходимо учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка.
Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Главным содержанием воспитания становятся общечеловеческие ценности – добро, истина, красота, здоровье, идеалы гуманизма и милосердия (дружба, сотрудничество, любовь, щедрость и т. д.)
Часто мы задаем себе вопрос с чего начать? С самого себя. Самое важное в том, что нам взрослым – следует самим сориентироваться на выполнение нравственных законов жизни. Делай добро. Люби и прощай людей. Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Познай себя и окружающий мир. Бойся обидеть человека. Лучше отдать свое, чем взять чужое. Умей дарить людям радость. Не теряй оптимизма, ибо уныние – тоже болезнь. Болезнь духа.
Процесс усвоения ребенком нравственных норм проходит соответствующие этапы:
- пассивный – знает, но применяет их в нормальном виде в присутствии взрослых. Поступки других детей оценивает адекватно, свои только положительно. Он формируется, когда от ребенка не требуется никаких активных действий, их предлагает взрослый, навязывая готовое решение;
- активный – применяет ребенок самостоятельно без контроля со стороны;
- творческий – когда в нестандартной ситуации ребенок поступает нравственно, достойно, хотя ранее он такую ситуацию «не проходил»;
- полуактивная ситуация – ребенок проявляет активность по «сценарию» предложенную взрослому.
Оптимальной является активная позиция – когда в любой ситуации ребенок самостоятельно действует в ней, соблюдая принципы:
- доброжелательности и приветливости
- точность во времени и словах
- щедрым материально и духовно
- деликатным, тактичным
- уметь слушать и слышать человека
- уметь говорить и спрашивать, видеть другого
- оказывать помощь и просить о помощи
Нравственный выбор должен быть свободным, опираясь на свою совесть, не порабощенную примитивными удовольствиями и фантастическими мечтаниями. Чтобы на многообразном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо проступок, ты научился спрашивать себя: доброе ли это дело? По совести ли я поступаю?
Чтобы воспитать ребенка здоровым с недеформированной психикой нужно понимать нужды и потребности ребенка, знать его закономерность роста и развития. Понимать потребность ребенка в любви его нужности – это фундамент человеческих потребностей.
Для воспитания полноценного здорового спокойного ребенка необходимо очень многое: и режим дня, и личная гигиена. физкультура по возрасту, питание, а для укрепления нервно-психической деятельности это все необходимо вдвойне.
Есть семьи, где слово нельзя почти не употребляется, где господствует обстановка вседозволенности и постоянного умиления ребенком. Как правило, в таких семьях ребенок растет взбалмошным, нетерпимым к возражениям, человек, которому в жизни будет очень нелегко. Детская нервность может сформироваться и тогда, когда взрослые чересчур придерживаются определенной тактики воспитания. На каждом шагу ребенок слышит слово «нельзя»: нельзя прыгать, нельзя залезать на диван и т.д. Нередко в таких семьях строго соблюдается распорядок дня, и малейшее отклонение рассматривается как чрезвычайное происшествие. В таких семьях ребенок растет робким, нерешительным, иногда скрытым и замкнутым. На фоне обычного послушания иногда возникает тупое упрямство, немотивированные вспышки возбуждения, ожесточенность. При слове «нельзя» он делает наоборот. «Не ходи по лужам» – говорит мама, и ребенок тут же с наслаждением влезает в нее. Все это своеобразная реакция протеста, осуществляемая доступными ребенку способами. С возрастом «бунтарские выходки» могут все более усугубляться, вплоть до побегов из дома, немотивированного воровства, агрессивности. Замечено, что люди, выросшие в чрезмерно строгой обстановке, сами нередко отличаются холодностью, равнодушием и даже жестокостью.
Разбираясь с детскими проблемами, часто приходится видеть, что это на проблемы детей, а их родителей, а ребенок является симптомом какого-то семейного неблагополучия. Ребенок на себя тянет все проблемы семьи. Если ребенок уходит из школы или дома – это протест школе и семье, всему образу жизни. Если вы ломаете ребенка под себя (а то на шею сядет) – утверждая – будешь делать, как я сказал, проявляя авторитарность. Дети делают тоже самое. Они возвращают взрослым преподаваемые им уроки и тогда «коса находит на камень», а так как дети в силу общественного строя чаще оказываются побежденными родителями, они растут агрессивными, или пассивные. Но у них накапливается озлобление или обида.
У каждого ребенка должна быть возможность совершать действие по своему усмотрению и желанию – т. е. относительная свобода: гибкое время делать уроки, гулять там-то и т. д. и просто спокойно надо объяснить ребенку, чем вызвано ваше требование, но право выбора вы оставляете ребенку, тогда и родительские ограничения легче принимаются.
Родительские ограничения «чрезмерной» активности детей «бегать, прыгать, шумно играть» – запрещать подобные действия – это все равно, что попытаться перегородить полноводную реку. Не лучше ли позаботиться в какое русло ее направить? Необходимы согласованные действия всех членов семьи, при их несогласованности: «мама одно, папа другое, бабушка третье, ребенок добивается своего и раскалывая» ряды взрослых.
Необходимо рассматривать протест против помощи родителей и ограничения возможностей не как обычное непослушание, а проявление самостоятельности. Необходима гибкость и вдумчивость. Эта фаза важна для нормального развития ребенка т.к. формирует способность к самостоятельному, волевому поведению. Если мы будем подавлять собой детей, будем растить зависимым, сомневающимся в себе человеке. Если наказывать ребенка, который имеет свое мнение и говорит нет, он вырастет соглашающимся, не способным отстаивать свои права человеком. Необходимо установить правила и объяснить ребенку, что рисовать можно, но по книжке нельзя и т.д. У ребенка должен быть выбор: «Ты сам залезешь в ванну, или я тебе помогу».
Необходимо сократить число нельзя, а увеличить можно: «рассматривать книгу можно, а рвать нельзя».
Требования должны быть твердыми, но дружелюбными. Необходимо обеспечивать реальный успех ребенка в какой-либо деятельности – меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая с другими детьми, а только его самого с самим собой – как он меняется. Если ребенок медленно одевается – не фиксируйте его внимание постоянно на этом, а если изменился в лучшую сторону, обязательно это надо отметить.
Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослым способствуют снижению общей тревожности. Если ребенок не чувствует родительской любви, он инстинктивно старается привлечь внимание к себе своим негативным поведением.
Если ребенок с детства, даже имея все необходимые условия и блага, лишен любви, он вырастает с тяжелыми моральными и сексуальными дефектами. Это подтверждено специальными экспериментами над обезьянами. Так, детенышей обезьян отделили от матерей и воспитывали с искусственной мамой – обогреваемой шерстяной куклой, в которой можно было прятаться от опасностей и снабжавшей детенышей пищей. Однако тот факт, что кукла не проявляла эмоций – не ласкала, не прикасалась, не вылизывала, не шлепала – оказался роковым. Когда такие детеныши вырастали, обнаруживалось, что они имели более низкое развитие, не были любознательными, не умели ладить с окружающими, были агрессивными, а в ряде случаев обнаруживали неразвитость сексуального поведения, не дающего возможности вообще иметь потомства. Поэтому необходимо не только обслуживать ребенка, но и, как я уже говорила, проявлять к нему свою любовь, нежность, ласкать его, говорить ему ласковые слова даже в грудном возрасте, хотя он еще не понимает их значения – важна интонация. Мама и сама становится добрее. Время быстро проходит, ребенок вырастает и всю оставшуюся жизнь до конца дней своих мама вспоминает эти прекрасные мгновения общения со своим малышом.
Мать должна проявлять любовь к своему ребенку, но нельзя, чтобы она переходила в сверхзаботу, мешающую его возможности испытывать радость самостоятельности. Потребность в самостоятельности – необходимое качество, присущее ребенку, и самостоятельность необходимо всячески поддерживать, а не обрывать.
Ребенок является объектом любви и заботы, но нужно, чтобы сам он о ком-то заботился. Необходимо научить ребенка сочувствовать, сопереживать радость и боль другого человека или животного как собственные, ставить себя на его место. Не менее важно научить ребенка любить в широком смысле слова будущего спутника жизни, детей, животных и т.д. Любовь – не только чувства, но и действия, обращенные к другому. Это – радость от доставления радости другому человеку, оттого что ему хорошо, и больно оттого, что другому плохо.
Если мы идем на поводу у своих детей, выполняя его любые желания, то дети вырастут эгоистами, не приученные к порядку, не умеющие себя ограничивать. Вот вам и всеобщая семейная уступчивость – за пределами дома такие дети испытывают трудности – часто они бывают отверженными и их встречают с усмешками.
Воспитывать детей в любви – это не обязательно решать их проблемы.
У 13-14-летних еще не сформирована понятийная система. У них нет той частицы своего «Я», на которую они могли бы опереться. Родители для них в этом смысле важное подспорье, от них ждут поддержки.
Для ребенка основной вид деятельности общение, благодаря нему он самоутверждается, реализует себя. Если общение с родителями не избавляет его от одиночества, остается улица. Дети не выносят чрезмерной разительной опеки, они бегут от постоянных ожиданий и требований, бегство в поисках свободы, самоутверждения. Вырваться – главная задача. Мы исследовали целую группу подростков, которые ценой своей беременности пытались вырваться из-под родительской опеки. И они не задумываются, что будет взамен за порогом родительского дома. Проблемы, как правило, не исчезают. Из одной неволи – попадают в другую, где их ждет или наркокомпания или криминал, или секта.
Увы, время, в котором мы живем, легким не назовешь. Постоянное напряжение на работе, дома, в транспорте, бесконечные стрессы, агрессивность и раздражение вызывает даже температура… Все отражается на психике людей, но взрослым в какой-то степени легче – привыкли трудности преодолевать. А каково детям, особенно подросткам?
Не в состоянии молодой человек гибко реагировать на эмоциональные переживания. Максимализм суждений, переживания. Максимализм суждений, необдуманные поступки и скоропалительные решения усугубляются возрастными особенностями переходного периода. Половое созревание с его неравномерным (и это естественно) психофизиологическим развитием, осмысление своего «Я» проходит через крушение авторитетов. Возникают комплексы, навязчивые размышления о своей неполноценности. Самое подходящее время для появления новых дружков, которым «море по колено». Так хочется им соответствовать! Вот откуда первая сигарета, рюмка, первая «травка». Потом же неимоверно трудно преодолеть ставшее патологическое влечение. Если не остановиться, то рушиться психика человека, болезнь приобретает необратимый характер.
Гиперопека в семье, когда родители как будто не замечают, что их ребенок взрослеет, стремится к самостоятельности, чрезмерная забота порождает эгоизм, робость и даже трусливость. Привычка перекладывать все мелкие заботы и дела на старших постепенно становится нормой поведения, и ребенок привыкает быть хозяином в доме.
Перечисленные семейные ситуации важны в том отношении, что они незаметно исподволь подготавливают почву для нервности.
Иногда внешне, кажется, что дома все спокойно: нет ни ссор, ни скандалов, но ребенок вырастает приспособленным только к своей домашней обстановке. Стоит изменить условия (к примеру, отвести ребенка в детский сад), как тут же возникает масса осложнений и невротических реакций.
Родители должны заботиться не только о состоянии ребенка в данный период времени, но и его готовности к различным возможным психологическим нагрузкам. С другой стороны, приносит больше вреда, чем пользы и чрезмерная забота о будущем, интенсивная заготовка всяческих знаний и умений впрок. В этом случае ребенок во многом лишается детства, превращается в «мудрого гномика», перегруженного информацией, с которой он не знает, что и делать.
Если мы??? наших детей, надо помнить слова китайских мудрецов: «чтобы держать, нужна сила, а чтобы отпустить – нужна мудрость».
Семейная ситуация не может не сказаться на ребенке. В погоне за острыми ощущениями и впечатлениями, которые не могут им дать опостылевшие, уничтожающие их достоинство школа и семья.
Нельзя допускать унижений в школе и необходимо??? вниманием и любовью детей??? создавать им комфортные условия. Лучшим средством от формирования наркозависимости является наше отношение и умение не заклинать, а внимательно выслушать и оказать всестороннюю помощь ребенку, что позволяет в дальнейшем предъявлять и ему требование.
Наша задача – уберечь детей и подростков в процессе всего сложного периода жизни от этих проблем.
Часто в учительской школы можно услышать разговор, что дети стали не уважительными. Но мы забываем, что уважение к себе надо не требовать, а заработать. Конфликты учителей с детьми часто бывают из-за того, что они не подружились с детьми до того как они стали подростками. Если вы не заслужили уважения, то нечего требовать, что вы старше, образованнее, заслуженнее.
Задача нас взрослых лучше понять детей, понять, что с ними происходит.
Необходимо формировать физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентации. Надо нам всем помочь разобраться в том, что здоровье – это самое большое богатство. Нужно приучить себя к мысли, что нужна ответственность человека о своем здоровье – формировании потребности в здоровом образе жизни.
Низкая индивидуальная ценность человеческой жизни – печальный «парадокс» России, где наблюдается рост уходящих из жизни молодых людей.
Необходимо посмотреть на здоровье через призму нашей деятельности, что мы можем сделать и как повлиять, что сделать через систему образования, обучения родителей, самих детей и сохранить их здоровье. Если человек здоров – не нужно бороться с его болезнями. В этом смысл написания этой книги.
Проявление агрессивности у детей
В последние годы все чаще приходится слышать сообщения о леденящих душу кровавых преступлениях, совершаемых детьми в школах, колледжах и даже собственных семьях. До 1960 года такие явления были из ряда вон выходящими, а теперь лишь ужасают своей бессмысленной жестокостью. Что служит причиной роста агрессивности у детей, почему проявление жестокости достигает крайних пределов?
А виной тому мир взрослых, его влияние на генетическую предрасположенность, социальную обстановку. Даже питание и лекарства, которыми детей лечат, выбирают взрослые. Население стран, прошедших войны или вооруженные конфликты, имеет высокий процент детей с нарушениями здоровья. Российские медики, работавшие в «горячих точках» (Афганистане, Абхазии и Чечне) обнаружили, что пулевые ранения (даже незначительные по тяжести) производят в организме генетические изменения – мутации, которые передаются по наследству. И следующее поколение получает снижение иммунитета, неустойчивость психики и проявления вспышек агрессии. Причем эффект этот с годами не ослабевает. Применение огнестрельного оружия создает условия для появления в нашем мире заведомо ослабленных физически и неуравновешенных психически детей.
Но все же у нас после Великой Отечественной войны, когда огнестрельные ранения были у огромной массы людей и, видимо, дети рождались с психическими отклонениями, не было такого уровня детской преступности, какая отмечается в настоящее время. Значит, есть и другие значимые причины появления агрессивности у детей. Психологи и психиатры убедительно обвиняют в этом средства массовой информации, особенно телевидение и компьютерные игры, которые культивируют насилие. Действительно, дети всегда подражают взрослым, беря за образец героическую, сильную личность. Сегодня герои борются за личное обогащение и власть над людьми, ни во что не ставя не только чужую, но и собственную жизнь.
Дурной пример заразителен, но не к каждому пристает зараза. Для сопротивления ей нужна здоровая психика. На это и направлены усилия психиатров, которые лечат детей различными средствами, в том числе и психотропными препаратами. Благородные усилия врачей, к сожалению, обернулись вредом для здоровья пациентов. Оказалось, что некоторые из этих лекарств тоже являются стимуляторами агрессивных реакций. До середины XX века психотропные препараты использовались исключительно в психиатрических больницах. Позже в США, а затем и в России они стали применяться для лечения, как взрослых, так и детей повсеместно. Последние научные исследования в США показали, что у людей, принимающих антидепрессанты и транквилизаторы, вспышки агрессии отмечаются в 5 раз чаще, чем у тех, кто не пользуется этими препаратами. Анализ ряда преступлений, совершенных под действием психотропных лекарств, показал, что на первом месте в этом рейтинге стоит прозак (в России известен под названием флуоксетин), на втором – препараты группы психостимуляторов, на третьем – транквилизатор ксанакс (альпрозалам). Эти препараты по своему механизму действия схожи с такими веществами как алкоголь, никотин, наркотики, и прекращение их приема приводит к эмоциональным расстройствам и немотивированным поступкам.
В настоящее время в России более 200 тысяч детей в возрасте до 14 лет с диагнозом «расстройство с недостатком внимания» регулярно лечатся психотропными препаратами. На съезде психиатров в конце 2000 года было заявлено, что в нашей стране психическими расстройствами страдают 70–80% школьников. Учитывая опасные свойства психотропных средств лечения, многие педиатры и детские психологи считают неоправданно завышенным уровень применения этих лекарств, напоминая, что существуют веками отработанные средства исправления психических отклонений у детей методами воспитания.
Самое действенное, веками проверенное лекарство от душевных болезней – любовь. И, в первую очередь, это относится к детям. Многочисленными исследованиями доказано, что нежеланный ребенок, от которого родители пытались избавиться, рождается ослабленным физически и психически, с агрессивным чувством к своему окружению. От рождения он социально трудный. Но даже рожденный в благоприятных условиях ребенок будет иметь психические проблемы, если он лишен материнского молока и вскармливается искусственно. Исследования показывают, что большинство обитателей тюрем не знали родительской любви и были «искусственниками».
Агрессия у детей развивается и при деспотических методах воспитания, когда ребенка унижают, бьют. У него развивается комплекс неполноценности, который он пытается скрыть от окружающих за вспышками агрессии и нарочитой грубости. Исследования, проведенные американскими психологами в школах, показали, что у детей, которые убеждены, что они одиноки и не интересны своим товарищам, уровень агрессивности существенно выше, чем у других школьников.
Еще один фактор роста агрессивности людей – солнечная активность. При ее усилении общая энергетика среды увеличивается за счет роста истоков электромагнитного излучения и магнитных возмущений в биосфере. Это отражается на степени возбудимости нервной системы людей, обостряются социальные конфликты, растет уровень агрессивности в обществе. И дети реагируют на ситуацию в полной мере.
Средний период колебаний солнечной активности составляет 11 лет. Очередной период максимальной возбудимости, по оценкам ученых, идет уже сейчас – в 2002 -2004 годах. Не утихают социальные конфликты в разных регионах мира, приходят природные катаклизмы. В таких условиях люди должны противопоставить наступлению стихии свой интеллект и духовное начало. Только любовь и взаимопонимание, желание добра и взаимопомощь помогут пережить трудные времена и вырастить наших потомков полноценными людьми.
Агрессивность как реакция на школьные трудности.
Значимость школьной среды для развития познавательной сферы подростка очевидна, но не стоит забывать и о влиянии школы на развитие личности, нравственных ценностей и социальных отношений. Школа рассматривается многими современными учеными как безотносительный стрессор, особенно в ситуации поступления в школу и адаптации первоклассника, смены школы или класса, при переходе от начальной школы к предметному обучению, в IX и ХI классах, где обучение проходит под знаком выбора дальнейшего жизненного пути, т. е. в течение всех 11 лет обучения. Во всем мире одна из самых больших проблем современной школы - растущая агрессивность учащихся, снижение дисциплины и «детский вандализм». За последние годы возросло количество драк и оскорблений в стенах учебных заведений. Объективные отношения, в которые включен подросток, определяют его субъективное отношение к окружающему и влияют на склонности, стремления, ценности и установки. В формирующейся личности психическая жизнь обусловлена внешними воздействиями, но все внешние причины действуют через внутренние условия. В жизни подростка одним из важнейших действующих факторов является школа. Она представляет собой объективные отношения, в которых живет подросток, проводя, по меньшей мере, шесть часов в сутки в стенах учебного заведения. А влияние, которое оказывают педагоги и одноклассники на личность подростка, распространяется далеко за пределами самой школы. Внутреннее отношение к учебе, переживания, через которые пропускают подростки школьную жизнь, различны.
На развитие подростка воздействуют такие особенности школьной среды, как учебная программа, особенности личности учителей, педагогического воздействия, школьная обстановка и отношения с одноклассниками. Обезличенность школьной среды часто приводит к снижению самоуважения, восстановить которое очень трудно
(особенно в подростковом возрасте). По-прежнему неразрешенной проблемой остается недостаточная согласованность школьной жизни с возрастными задачами подросткового возраста.
Психогенные характерологические реакции, в том числе и агрессивность, являются реакциями на стресс, вызванный школьной дезадаnтацuей. Если в младшем школьном возрасте преимущественными реакциями на стресс становятся пассивный протест, уход в болезнь, компенсации, реакции отказа, то в подростковом возрасте спектр реагирования расширяется преимущественно за счет активного протеста, агрессивности, реакций эмансипации и оппозиционного объединения со сверстниками. Наблюдения показывают, что чаще всего дети страдают школьной дезадаптацией в тех школах, где индивидуально-возрастные возможности учащихся и требования учебных программ не соответствуют друг другу, где нет гибкости в использовании методик обучения, а личность ученика не принимается в расчет: все подчинено «учебному процессу» . Неудовлетворенность познавательной потребности или ее несформированность, узкий спектр деятельности, неразвитость интересов, незащищенность ученика в совокупности приводят к школьной дезадаптации.
Неудовлетворенность потребности ребенка в положительной оценке окружающих влечет за собой рассогласованность между внешними социальными условиями и внутренним отношением к школе. Сталкиваясь с неудачами в жизненно важной сфере - учебе, а учеба - это ведущая деятельность в возрасте от 7 до 12 лет, которая сохраняет значение в отрочестве, подросток формирует отношение к трудностям от равнодушно-циничного до панически-агрессивного, при этом состояние дезадаптации распространяется и на другие сферы жизни
Гармоничное сочетание активности ребенка и благоприятных социальных условий развития приводит к адаптации его в социуме, в случае нарушения одного из условий развития или рассогласования между ними наступает дезадаптация. Дезадаптация школьников, ведущая к агрессивности, связывается с различными причинами. В отношении подросткового возраста исследователи в первую очередь выделяют социальную запущенность, которая проявляется в отчуждении от всех позитивно влияющих институтов социализации (семья, школа, внешкольные объединения, социально значимые лица). Характерными являются деформация ценностных ориентаций, недоразвитие нравственных инстанций, существенное отставание в уровне социального развития, в сфере самосознания и саморегуляции. Современная психология связывает психогенную школьную дезадаптацию с дuдактогенuямu 1 , выделяя в качестве ведущих причин дезадаптации особенности личности учителей и неправильное отношение к учащимся. Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося. вызванное нарушением neдaгогического такта со стороны педагога.
Так, недисциплинированность подростка может быть своеобразным ответом на бестактность педагога, общение с позиции давления и статусного авторитета, а трудновоспитуемость - следствием игнорирования возрастных особенностей учеников.
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте часто развивается по следующему сценарию. Первоначально, не справляясь с учебной деятельностью или конфликтуя с учителями, ребенок пытается переориентироваться на другие цели, не связанные со школой. На этом этапе поведение носит бесконфликтный характер и представляет собой компенсаторно-уступчивую стратегию. Однако приспособительное поведение не всегда обеспечивает ученику в рамках нашей культуры уважение и принятие со стороны окружения (взрослых и сверстников). Знаменитый американский психолог Э.Эриксон резко критиковал ориентированность современных индустриальных культур на школьную успеваемость ребенка как единственный критерий успешности его развития!. Э.Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха потенциальные отрицательные последствия. Чувство собственного достоинства, инициативность, компетентность и трудолюбие не развиваются должным образом, если дети воспринимают школьные достижения как единственный критерий своих достоинств. Неспособность вписаться в существующую школьную систему (по самым разным причинам) обрекает ребенка на хроническую неуспешность, которую мало кому удается компенсировать с помощью внешкольных форм активности.
Постепенное истощение компенсаторных возможностей приводит к росту протестных реакций, критической переоценке нормативных установок поведения и росту агрессивности. Из чувства самосохранения подросток начинает отрицать значимость требований окружающих и выходит из-под их влияния. Агрессивность становится преобладающей формой реагирования
Тяжелейшим последствием школьной дезадаптации становится утрата доверия к идеологической системе общества в самом широком смысле слова, утрата доверия к тем, кто стоит за системой социальных правил, и к социальным нормам как таковым. Неуважение к государственным институтам - милиции, армии, правительству – cyщественно осложняет жизнь подростка и толкает его на криминальный путь развития. Важнейшую роль в профилактике школьной дезадаптации играет отношение к школе родителей подростка. Только родители могут оценить и возвести в ранг «значимых» внешкольные достижения, компенсировав тем самым ребенку трудности обучения. В отрочестве родители продолжают оказывать значительное влияние на развитие ребенка. Они могут подсказать приоритеты (не учеба ради оценок, а учеба ради знаний)" поддержать самооценку «но ты же можешь... а еще ты лучше всех умеешь... »), а главное - эмоционально принимать подростка, не ставя свою любовь в зависимость от школьных отметок и мнения педагогов, доверяя своему родительскому чувству.
В младшем подростковом возрасте (11-12 лет) дети переходят к предметному обучению, это означает дополнительную нагрузку на сферу общения со взрослыми, которая и так у многих детей неблагополучна
Ежедневно вступая во взаимоотношения со многими учителями, подросток вынужден подстраиваться под разные стили общения, личностные особенности и разнородный характер требований, что провоцирует агрессивность подростка, не согласного с системой требований, двойными стандартами или личными выпадами против него или других учеников. Одновременно в школе существует благодатная почва для расцвета аутоагрессивности подростка, который должен формировать целостную, адекватную и однозначную самооценку на основании порой противоречивых и пристрастных отношений к себе со стороны разных педагогов. В младшем подростковом возрасте самооценка в силу возрастных особенностей развития становится неустойчивой. Стабильность нарушается через переход от внешней самооценки, с которой были солидарны дошкольник и младший школьник, к самооценке с опорой на внутренние критерии, которую еще только предстоит сформировать подростку.
Вспомним, например, идеи антиавторитарного воспитания, которые несколько лет тому назад сбивали с толку многих родителей. Сегодня мы не можем – да и нельзя уже – воспитывать авторитарным методом. Общее снижение роли авторитета стало фактом нашего времени, и было бы неправильным закрывать на это глаза. С точки зрения духовного развития мы находимся на пути формирования нового общества. В этих условиях наш ребенок должен зарекомендовать себя как свободный, счастливый, удачливый человек. Авторитарное воспитание становится непригодным, однако антиавторитарное воспитание ведет пока к хаосу: мы еще не созрели для этого, так что нужен путь золотой середины.
Рассогласование между реальной действительностью и отношением к ней приводит подростка к необходимости действовать в соответствии с новой, «выдуманной,), психологической реальностью, т.е. доказывать действием (очевидно, агрессивным), что другой или другие хуже, чем он.
Эта ситуация настолько распространена, что позволяет говорить о глобальной проблеме деструктивности, агрессивности и не стабильности учеников шестых классов. В силу слабости произвольной сферы и сферы саморегуляции учеба в старших классах начинает вызывать все больше сложностей, приобретая характер глобальной проблемы. Все начинается с демонстрации подростком (случайной или намеренной) пренебрежения учебной деятельностью или отсутствия интереса к школьным предметам. Это приводит к растущему среди учителей негативному отношению к такому подростку, развитию предвзятого отношения. Ученик, в свою очередь, распространяет отрицательное отношение не только на учебные предметы, но и личности конкретных педагогов, что приводит к новому витку неприязни со стороны учителей и агрессии со стороны школьника.
Разорвать такой порочный круг подросток сам не в состоянии: он не может изменить отношения к педагогам и не обладает инструментами «совладения» с собственными личностно-характерологическими особенностями. Перевод в другую школу редко приносит положительный результат . Необходимо внешнее вмешательство, направленное одновременно на формирование кредита доверия к ученику со стороны педагогов, на развитие произвольности, учебных навыков и на выработку коммуникативной компетентентности.
Во всем мире многие подростки не слишком хорошо учатся в школе, что порождает психологические и социальные проблемы. Эти дети продолжают посещать уроки, дают обещания (под давлением учителей).
Начать учиться по настоящему (а что это означает на самом деле?) и все больше теряют веру в себя. Очевидно, что роль школы в жизни подростков ослабевает, и они приходят не столько за знаниями, сколько ради общения и в угоду социальным требованиям. Неуспеваемость становится нормой, и подростки, которым тяжело дается учебная программа, быстро понимают, что достаточно вести себя прилично в школе, а отметки натянут в любом случае. Одновременно единственной возможностью выделиться среди других остается насилие и агрессивность в адрес педагогов или хорошо успевающих учеников. Проблемы с успеваемостью во многом вызваны равнодушием родителей и педагогов, жестким требованием ко всем детям соответствовать некоему стандарту, невнимательностью к эмоциональному миру подростков. Нежелание многих педагогов до сих пор (несмотря на многочисленные исследования и практические коррекционные разработки) признать факты стремительного распространения таких осложненных вариантов развития, как дизлексия, дисграфия, дискалькулия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания и др., сохраняющие свое влияние в подростковом возрасте, приводит к огромному спектру психологических нарушений. Не всем детям одинаково легко учиться и адаптироваться к школьным требованиям. Безусловно, нельзя снимать ответственность с подростка и с родителей, списывая нарушения поведения на школу или болезненный кризис отрочества. За исключением случаев психических расстройств подросток всегда несет ответственность за свои действия. Вместе с тем и школа не должна забывать о своих воспитательных обязанностях.
Современные индустриальные культуры в большинстве своем нацелены на всеобщую конкуренцию, а дети повсеместно видят образцы одержимости победой. Победа любой ценой! Победители вознаграждаются, а проигравшие остаются за бортом общества. И победа начинает оправдывать средства. Система образования во многом основана на соревновательности и законах выживания.
Детей не учат любить учебу, их учат бороться за оценки. Открывая детям мир великих ценностей - знаний, мы одновременно принижаем эти ценности, сводя их к отметкам и соблюдению субординации по отношению к учителям. Школьные проблемы влияют как на развитие внутреннего мира подростка, так и на его отношения в семье «Я не оправдал надежд») и со сверстниками (поиск референтной группы таких же «неудачников»). Школа фактически отказалась от своих воспитательных функций, оставив за собой лишь функцию оценивания. В этой ситуации школьная неуспеваемость станuвuвится еще одной причиной развития цинизма и жестокости в подростковой среде. Агрессивность не всегда является следствием нарушенных детско-родительских отношений, искаженного стиля семейного воспитания или реакцией на дисгармоничность сферы общения со сверстниками. Даже у самых лучших родителей в условиях благоприятной ситуации развития подросток может проявлять выраженную агрессивность. Некоторым подросткам необходима внешняя помощь! Агрессивные дети и подростки, по свидетельству психотерапевтов и психиатров, - трудно управляемый и плохо поддающийся терапии контингент больных. В психологии выделяют характерологические особенности детей и подростков, агрессивность которых стала устойчивой чертой личности. Общей отличительной особенностью агрессивных подростков, как правило, является активный негативизм, направленный на других людей. Такие подростки постоянно мешают учебному процессу, терроризируют сверстников, конфликтуют с родителями, которые постоянно находятся на взводе, не зная, чего ожидать от ребенка в следующий раз!
Стиль определяет образ жизни
Наследственность, экология , медицина составляют 50% их влияния на состояние нашего здоровья, а значит, и возможность долго не стареть, оставшиеся 50% приходится на долю здорового образа жизни. Образ жизни… мы так часто употребляем это словосочетание, что потеряли четкость его определения. Так, что же такое образ жизни вообще и здоровый образ жизни в частности? Образ жизни- это выбор способа жизни, определенный самим человеком, с учетом его социально-экономических возможностей, развития личности, индивидуальных особенностей. Образ жизни определяется тремя категориями: уровнем жизни, стилем жизни и качеством жизни. Уровень жизни – это категория экономическая, определяющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под стилем жизни подразумевается поведенческая особенность жизни человека или стандарт, под который он подстраивается. Именно стиль жизни во многом определяет образ жизни человека. Качество жизни является социальной категорией, определяющей комфортные условия жизни личности, при этом материальная обеспеченность не всегда бывает значимой. Здоровый образ жизни предполагает отсутствие вредных привычек, малоподвижности, психических и физических перегрузок, саморазрушающего поведения, а также организацию правильного питания и нивелирование других факторов риска развития ряда заболеваний. ЗОЖ является основой профилактики заболеваний, во многом предопределяет реализацию или блокировку индивидуальной биологической программы развития человека, так называемого биологического и социального программирования
Важным, на наш взгляд, является установление поведенческих норм и навыков. Иногда закрадывается мысль, а зачем? А если обойтись без всех этих условностей, стать проще, при этом и люди к нам потянуться, как советует расхожая житейская мудрость… Не потянуться. Люди интуитивно тянуться туда, где им комфортно. Именно соблюдение правил этикета приносит эмоциональный комфорт и уверенность в себе, а также позволяет уверенно владеть ситуацией. Отсутствие хороших манер, доказывающих якобы «классовую чистоту», перевернуло с ног на голову нормальный этикет и плоды этого мы пожинаем до сих пор. До сих пор многие полагают, что культура – это то, что храниться в музеях, нечто отдаленное от повседневной жизни. Этикет – очень удобная и полезная вещь, он чем-то напоминает правила дорожного движения. Все участники корректны, проявляют уважение друг к другу, подчиняются правилам, и их поведение предсказуемо, нам всем, живущим в наше время и в нашей стране, больше всего не хватает уважения – и к себе, и к окружающим. Человек, не уважающий себя, не имеющий чувства собственного достоинства (не путать с чванством, спесью и самодовольством), не может уважительно обращаться с другими. Интеграция России в мировую экономику - это интеграция людей в мировое сообщество, и чтобы нас принимали там как равных, необходимо соблюдать правила поведения, принятые во всем мире. Многие замечали, что европейцы в биту ведут себя проще и непринужденней, чем наши соотечественники. Но этикет- это как раз не сложность, скованность и куча малоприятных правил, этикет – это простота, предсказуемость и уважение друг к другу. Конечно, каждый сам решает – соблюдать этикет или нет. Но тем, кто хочет произвести хорошее впечатление, не выглядеть глупо и располагать к себе людей, он необходим. Образование в области норм поведения еще никому не помешало, а вот незнание этикета навредило многим. В наше время этикет – это еще и экономическая категория. Имидж организации и предприятия формируют все сотрудники. Все они – «лицо фирмы», и это «лицо» должно выглядеть по-деловому, быть воспитанным и корректным и соблюдать правила делового этикета. Мало того, отсутствие навыков поведения может обесценить многие профессиональные знания и умения. Для карьерного роста необходим позитивный имидж, но его невозможно создать без умения правильно себя вести, говорить, одеваться. Обучать школьников хорошим деловым манерам необходимо весь период их обучения и пребывания в стенах образовательного учреждения. Стремление к созданию соответствующих условий, является первостепенной задачей на пути формирования гражданского сообщества.
Ребенок и улица
У каждого ребенка свой внутренний темп развития, поэтому, как правило, дети начинают требовать независимости по мере того, как чувствуют в ней необходимость. И неудивительно, что один ребенок уже в 7 лет хочет самостоятельно ходить в школу и гулять с друзьями без присмотра родителей, а другой в 10 лет еще держится за мамину юбку.
Не нужно слишком опекать малыша или же, наоборот, отпускать на все четыре стороны. Задача родителей – помочь ребенку научиться правильно себя вести на улице, подчиняться существующим правилам и адекватно реагировать на те ситуации, с которыми он может там столкнуться. Обязательно нужно предупредить малыша о тех опасностях, которые могут подстерегать за порогом дома, только не надо слишком драматизировать и запугивать, лучше объясните ему, как нужно себя вести в различных обстоятельствах, а также как их избежать. Это придаст ребенку больше уверенности в себе.
Внушите малышу, что безопаснее ходить по многолюдным и освещенным улицам, чем по дворам и переулкам, даже если это самый короткий путь. Или что, прежде чем переходить дорогу, нужно подождать несколько секунд после того, как загорится зеленый свет, так как какой-нибудь лихач может попытаться проскочить в последний момент. Нелишним будет показать ребенку людей, к которым он может обратиться за помощью (милиционер, охранник, хорошо знакомый сосед...), а также рассказать о том, кто и как может попробовать воспользоваться его наивностью (выпрашивать деньги, куда-то «пригласить» и т.д.) и чего ни в коем случае нельзя делать (садиться в машину к незнакомым людям, идти с ними куда-то, заходить в темный подъезд или садиться в лифт с подозрительными людьми, рассказывать о себе, родителях и доме незнакомцам и т. п.).
Если, чтобы избежать всех этих опасностей, вы попытаетесь запереть ребенка в четырех стенах, это не поможет. Рано или поздно, но ему неизбежно придется столкнуться с внешним миром. И если вы внушите вашему чаду, что улица – это нечто, чего нужно опасаться, ваш малыш, скорее всего, просто не будет знать, как реагировать в случае опасности, и постарается спрятаться за спину родителей.
Семилетку, как правило, не стоит отпускать одного далеко. У него еще плохо развито чувство ориентации, и он может потеряться. Однако малыш вполне может погулять во дворе или на детской площадке, но чтобы вы или кто-то постоянно приглядывал за ним.
В 9–10 лет ребенок уже может сам купить хлеб в соседнем магазине, ходить в школу или в гости к другу-соседу.
Один из способов подготовить сына или дочь к их самостоятельным передвижениям по городу – это пройтись вместе по обычным маршрутам, объясняя, где и на чем нужно заострить свое внимание. И дорога перестанет быть чужой и страшной.
Изменить ситуацию легко, избавив себя и ребенка от ненужных волнений, просто договоритесь, что вы будете его встречать, независимо от того, где он находится. И тут мы предвидим вопрос родителей: когда дети маленькие, договоренность встретить его существует сама собой, а как же быть, когда ребенку уже 15 или 17. Когда он все ваши предложения встречает в «штыки», говоря вам, что вы считаете его маленьким. И здесь главным аргументом должно стать то обстоятельство, что вы всегда встречаете супругу, если она задерживается, и делаете это из-за того, что не хотите подвергать ее жизнь ненужному риску.
И если ваш ребенок достаточно общителен, разговорившись со своей попутчицей или попутчиком, он не должен называть конечного пункта следования, принимать каких- либо угощений, как бы соблазнительно они не выглядели, и конечно же, не соглашаться пройти в другой вагон, если он не видит реальной опасности, в вагоне нет шумных компаний, к нему не начал приставать пьяный и даже в этом случае лучше связаться с машинистом по радиосвязи. А, доехав до нужной станции, ваш ребенок выйдет из вагона и пройдет по платформе, пусть он помашет вам рукой, тогда и вы начнете продвигаться ему навстречу. Если у вас или ваших родственников есть машина, договоритесь с ребенком, что вы за ним приедете, где бы он не находился.
Поэтому еще раз просим вас приучите детей договариваться с вами о возможной встрече, и не забывайте сами встречать их в позднее и темное время суток.
– Если вашему ребенку предстоит возвращаться домой поздно вечером или в темное время суток, договоритесь с ним о встрече.
– Выбирая место встречи, назначайте свидание на открытом и хорошо освещенном месте, где нет шумных компаний и лесных массивов, не назначайте встречу в сквере или рядом с парком, под мостом или в плохо освещенном месте.
– Если вы встречаете ребенка, задержавшегося у своих друзей в соседнем подъезде или доме, договоритесь о встрече у подъезда или рядом с квартирой его знакомых, при этом, если ребенок не хочет, чтобы вас видели, выполните его просьбу, заняв позицию выше или ниже этажом.
– Приходя на встречу, рассчитайте время так, чтобы оказаться в назначенном месте на 10–15 минут раньше контрольного времени.
– Если ребенок должен возвращаться домой на электричке и у вас нет возможности оставить его у друзей (родственников), живущих недалеко от того места, где находится ребенок, и вы не можете встретить его в метро или у автобуса, чтобы вместе спим проехать домой ,назначайте встречу у вагона, в который удобнее всего сесть вашему ребенку.
– Если по каким-либо причинам ему не удалось сесть в назначенный вагон, он должен остаться в том, в который вошел, заняв место рядом с семейной парой или женщиной с ребенком, но не садиться вблизи шумных компаний.
– Не нужно проходить через вагоны к назначенному, даже если вам это предлагает сделать ваша попутчица. Ссылайтесь, что встреча назначена именно у этого вагона.
– Не принимайте предложения выйти в тамбур или пройти в другой вагон, если нет видимой опасности.
– Не принимайте угощений в вагоне, как бы вам этого ни хотелось.
– Если ребенок предлагает вам встретиться у вас на работе, порекомендуйте ему безопасный маршрут и обязательно дождитесь.
– Просите ребенка всегда звонить вам, прежде чем придти к вам на paботу.
– Расскажите, каким маршрутом вы обычно ходите и как ему добраться домой на транспорте.
«Развитие человека можно сравнить с преобразованием личинки-куколки в прекрасную бабочку… В каждой личинке-ребенке есть потенциальная возможность стать бабочкой, но условия воспитания и жизни могут сделать оболочку настолько прочной – т. е. настолько исказить восприятие окружающего мира, что бабочка так и не появится».
Однако даже в самой непривлекательной оболочке – самом плохом человеке, бабочка есть, надо только ее увидеть и помочь освободиться. Но освобождение возможно только при координированных действиях извне и изнутри, а для того, чтобы бабочка откликнулась на помощь, необходимо до нее достучаться, убедить в возможности освобождения и это самая сложная задача, а иногда и невыполнимая». (Л. Шпигель)
Ребенок нуждается в помощи, особенно в кризисном обществе, ему необходимо помочь правильно воспринимать окружающий, постоянно меняющийся мир.
В наше время многие люди утратили способность позитивно воспринимать мир. У детей эта способность есть просто потому, что они дети. Они с радостью делятся ею каждым движением своего тела и души. Но это обмен. За свою любовь и доверие они хотят получить от нашего «взрослого» мира защиту и реальную помощь.
Каждый ребенок рождается в свое время, в конкретном месте и с определенными задачами. Эти задачи встают перед ним в каждый момент во всей полноте, но только когда он станет взрослым, он сможет осознать и принять свою роль. Не все соглашаются со своей ролью в этой жизни. Но жизнь сама вынуждает нас решать стоящие перед нами задачи. Поэтому чем меньше мы будем мешать ребенку развивать свою индивидуальность, тем легче ему будет жить потом. Мы не должны искусственно облегчать или усложнять детство ребенка. Иначе маленькие детские задачки могут обернуться впоследствии большими проблемами для взрослого человека. Как этого избежать? На мой взгляд, это возможно, если правильно организовать процесс воспитания.
Суть воспитания – это непрерывный процесс обмена информацией между Великим Сущим и ребенком. Именно через процесс получения, переработки и оформления полученной информации в конкретные действия и происходит воспитание, дальнейшее развитие и формирование индивидуальности ребенка, которая является его личным опытом в преодолении трудностей и исходя из которого впоследствии вырастает основная линия поведения. Более точно, на мой взгляд, процесс воспитания можно описать, как постепенное перемещение степени ответственности за себя, свою жизни и свое будущее с плеч мамы на самого ребенка, чтобы не получалось так, что мама тащит на своих плечах взрослого дитятю практически до конца жизни.
Поясню. Грудной ребенок удовлетворил свои первичные потребности: поел, отдохнул. Далее, если он не хочет спать, встает вопрос, чем и как себя занять. Первое обращение, конечно, к маме. Он поулыбался в ее сторону, получил ответную улыбку и... ничего более. Значит, надо развлекаться самому. Здесь и включается процесс приобретения индивидуальных навыков достижения желаемого. Если ребенок уже имеет опыт всего добиваться криком («чем громче покричу, тем больше получу»), то он, естественно, пойдет этим путем, в очередной раз закрепив этот способ достижения цели, как «положительный». Но если он знает, что внимание мамы он получит, только если начнет что-то делать, то ему приходится выбирать новый вид деятельности, который он в состоянии осуществить сам. В данном случае – это попытка перевернуться или сесть. Причем не единственная. Ребенок через эти попытки должен убедиться в главном – может ли он достичь того, что хочет, самостоятельно. А мама – понять, как она может помочь ребенку на этом этапе. Если это только начало и дальше потуг дело не идет, то ребенку еще просто рано переворачиваться и тем более сидеть. Можно просто подойти, успокоить ребенка, погладить, поцеловать. Если данный процесс уже на стадии «почти» (почти сел, почти перевернулся), значит, можно чуть-чуть подсадить, подтолкнуть. Через такое действие позитивный опыт получают обе стороны. Но если в момент первых робких попыток ребенка переворачиваться или подсаживаться мама все начнет делать за него, то у ребенка может сложиться иллюзия самостоятельного действия. Он захотел, попытался, а дальше все произошло словно по волшебству – раз и оказался в желаемой позе или получил то, что выпрашивал.
Вопрос в раскрытии индивидуальности и творческих возможностей малыша: способности изобретения и комбинирования. Безудержное желание творить ребенок проявляет уже на втором году жизни: он рисует; сочиняет-фантазирует, представляя свой рассказ с помощью мимики, жестов, игры; танцует и поет, услышав знакомую песню. Здесь необходимо проявить заинтересованность и поддержать его, помня, что искусство не только предмет, которому надо учить, сколько метод обучения всяким предметам. Раннее начало обучения музыке, в частности, является эффективным средством развития психологической и индивидуальной сферы, активизации высших функций мозга и абстрактного мышления. Многочисленные эксперименты доказывают, что творческие опыты в одной области, на одном материале благотворно сказываются на творчестве в других областях. Так называемая «творческость» углубляет интеллектуальные познания, пробуждает интерес к исследованию и анализу разных сторон действительности, развивает способность к тонкому наблюдению, дающему возможность чутко реагировать на все проявления жизни, и выражается в умении открывать новые пути и делать оригинальные выводы.
Проще говоря, процесс удовлетворения своих истинных желаний – это тот первичный опыт и базис, к которому так или иначе мы будем обращаться всю последующую жизнь, и чем больше наш опыт связан с реальными переживаниями, тем увереннее на него мы сможем опираться в дальнейшем. Коротко этот опыт может выражаться в формуле: «хочу + могу = делаю».
Есть желание – выясняется уровень возможностей. И если эти два момента соответствуют друг другу, рождается действие. Многократно повторенное действие, приводящее к желаемому результату, вносится в подсознание как позитивная линия действия, имеющая право на жизнь и дальнейшее развитие. Полное удовлетворение наших первичных потребностей дает ощущение радости. Ребенок удовлетворен, и он излучает эту радость на всех, когда спит и когда бодрствует.
Возвращаясь к описанному случаю, когда ребенок пожелал и сразу получил, мы имеем формулу «хочу = получаю». Понятно, что если она закрепится, то будет проецироваться на все последующие отношения, не только с мамой, но и с миром. Это процесс тоже приносит радость, но это радость полного присвоения. А что потом? Чтобы этого не произошло, маме необходимо четко понимать: хотеть ребенок может все, что угодно, а получает только необходимое. В частности, в первые полгода ребенку необходимо есть, спать и бодрствовать. Это не формальные действия, они наполнены огромным развивающим и обучающим смыслом. Это не означает, что ребенка надо ограничивать в общении или меньше проявлять к нему любви и ласки. Но почему, чтобы пообщаться с малышом и как-то проявить свои чувства, его обязательно надо тискать или поднимать на руки? Иногда лучше тихо посидеть около кроватки или спокойно погладить. Особенно это касается близких родственников: пап, бабушек, дедушек. Обычная ситуация: прибежали на секундочку, вырвали ребенка из его личного процесса и оставили, но восстановить исходное действие в младенчестве чрезвычайно сложно.
Однако, для того чтобы творческие задатки, которые складываются из наследственных склонностей и личных характеристик, переросли в способности, уже с первых месяцев жизни ребенка необходимо знать некоторые «важные мелочи». Например: если мать, убаюкивая младенца, не поет колыбельную, а шипит или причмокивает, у ее ребенка никогда не будет тонкого музыкального слуха. В первые месяцы жизни, когда ребенок, лежа в кроватке, рассматривает гирлянды погремушек, дальняя перспектива – «стены, также не должны быть белыми (лишенными информации). Рекомендуются красочные ковры, картины и по возможности цветной потолок. Звучащая при этом в доме классическая музыка, неосознанно воспринимается малышом и развивает музыкальный вкус, слух и память. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий музыкой с педагогом – 3 года. Необходимо воспитывать в ребенке способность видеть и анализировать свою природу, собственное «Я» и выражать в звуке, жесте, цвете свое состояние: свободно творить, оживляя свою индивидуальность, т.к. отсутствие такой возможности порождает переживание стресса собственной неполноценности, что может стать причиной заболеваний, имеющих психосоматическую природу. Важнейшим для здоровья и гармоничного развития маленького человека является раскрытие, изначально заложенных, способностей удивляться, видеть видеть в будничном и привычном много нового и необычного. Все это уже есть у маленького человека, это дано ему от природы. И главное – есть стремление к смелым преобразованиям, испытаниям, исследованиям, стремление все попробовать самому и сделать по-своему. Задача нас взрослых – сохранить этот дар, научить ребенка жить в большом мире, преобразовывать и строить его. Именно эти навыки творческого восприятия и личностного освоения окружающего мира являются основой здоровья и развития ребенка.
Давайте разберем более подробно процессы еды, сна и бодрствования. Еда – это нормальный обучающий процесс, где ребенок учится принимать, перерабатывать и усваивать полученную информацию. Именно поэтому очень важно на первом году жизни выявить естественное, присущее именно вашему ребенку количество потребляемой пищи, ее качество и временной интервал. Ребенок не просто ест, он всем своим существом хочет получить от этого процесса полное удовлетворение, почувствовать пищу, т.е. пропустить ее через огромное количество рецепторов: обонятельных, вкусовых, температурных, определяющих плотность, однородность и т.д. А если это уже кормление не с рожка, а с ложки, то ощущения будут касаться и этого нового предмета. Насколько глубоко и полно ребенок сможет погружаться в процесс еды, настолько хорошо и полно он усвоит пищу.
Не надо торопиться быстро засовывать в рот очередную порцию или стараться совместить этот процесс с игрой. Здесь мама должна оградить ребенка и себя от такого соблазна. Некоторые дети устают, а иногда даже засыпают во время еды. Это еще раз подтверждает, что еда для них – это приятная, но достаточно трудная работа. В этом случае целесообразно мягко разбудить ребенка и закончить процесс. Главное понимать – еда не должна быть фоном. Эта основная функция в данный момент времени. Если мы едим – мы едим. Это очень важно, так как, опять хочу подчеркнуть, ребенок учится, и этот опыт получения, переработки и усвоения информации будет в дальнейшем переноситься на другие действия. Однако и мама при этом не должна отвлекаться: смотреть телевизор, читать или разговаривать со знакомыми. Это процесс обоюдный. Есть рука дающая и есть рука принимающая. И не должно быть посторонних вмешательств и отвлечений.
Сон – процесс сугубо личный. И не только потому, что во сне ребенок отключается от внешнего мира и отдыхает, но и потому, что в это время происходит своеобразное очищение психики от ненужных и не имеющих значение эмоций и волнений. А также накапливается сила на дальнейшее познание мира. Плохой и неглубокий сон означает, что ребенок что-то «недожил», недочувствовал, недовыяснил для себя в период бодрствования или почему-то переволновался. В любом случае, маме следует обратить больше внимания на свои взаимоотношения с ребенком. И, скорее всего, дать ему большую свободу в проявлении себя, своих эмоций и переживаний.
Сон имеет два ключевых момента: это вход и выход. Состояние, в котором ребенок может заснуть, показывает мама. Для нее это самоуспокоение. Очень важно не пересиживать возле ребенка, не пытаться его насильно успокоить. В этот момент она старается показать ребенку, что время бодрствования закончилось и пора спать. А далее ребенок сам должен найти в себе те механизмы, с помощью которых он засыпает. Мама в этом случае только создает атмосферу спокойствия и тишины. Если ребенок не засыпает, значит, время не то или место, или мама не смогла отстраниться от текущих дел и затихнуть.
Очень часто я наблюдал такую ситуацию: реальное перевозбуждение ребенок сбрасывает через громкий плач, крики и физическое напряжение, вплоть до истерики, после чего засыпает. И мама считает, что это нормально. На мой взгляд, нецелесообразно поддерживать и поощрять процесс вхождения в сон таким образом, потому что в дальнейшем, в нашей взрослой жизни, мы вынуждены будем искать похожие ситуации, где можно прокричаться, выплеснуть накопившееся напряжение и эмоции, чтобы расслабиться. Это уже автоматизмы. А все это родом из детства.
Выход из сна тоже требует повышенного внимания со стороны мамы. Здесь необходимо понять, с какой основной эмоцией ребенок просыпается. Если это страх, неуверенность, недовольство, стоит успокоить, взять на руки или просто постоять рядом и подождать, мягко поглаживая и помогая проснуться, чтобы ребенок понял, что все хорошо, его ждут, охраняют, он любим и дорог. А если это резкое «выпрыгивание» из сна, с моментальным включением в жизнь мамы с вопросом «А что тут есть у вас для меня интересненького?», лучше отойти и не вмешиваться, а просто дать ребенку побыть одному, чтобы он смог осмотреться, успокоиться и понять, что он проснулся и его тоже ждут. В любом случае, роль мамы -компенсирующая. Она всегда готова выровнять состояние малыша.
Во время бодрствования тоже есть много сложных моментов, где проявляется избыточный интерес к «чужой жизни». На первых этапах можно опираться на понятие сектора визуального внимания. Если ребенку полгода, год, все, что его может интересовать, находится в секторе 1,5–2 м. Если ребенок в привычной обстановке и ему никто не мешает, он сам выбирает свой процесс, свою игрушку, организует поисковую деятельность.
Как происходит обучение здесь? Ребенок увидел предмет, потянулся к нему, пополз, по дороге упал, поднялся, опять упал. Если желание его истинное, а внимание устойчивое, он снова поползет. И так много раз, но с каждым разом чуть более осторожно и более внимательно. Это и есть для него реальное развивающее обучение. Если желание случайное или привнесено искусственно из взрослого мира, ребенок попробует один раз, второй, успокоится и сменит вид деятельности. Никакого реального обучения не произошло. Поэтому только реальные желания самого ребенка развивают усидчивость, а процесс обучения приносит удовлетворение.
Если ребенок, сидя в коляске или у мамы на руках, совершает, например, поход в магазин, это резко расширяет осознание его предметного мира, но это не помогает развитию, а, скорее, мешает таковому, потому что в момент наблюдения у ребенка возникает масса «хочу», что приводит к перевозбуждению психики или запредельному торможению в связи с невозможностью достижения желаемого и усвоения огромного объема лишней новой информации. Поэтому в магазин маме лучше ходить без ребенка или посылать туда кого-нибудь из близких. То же самое касается прогулок, общения с друзьями, походов в гости и случайных контактов. Желательно, чтобы в поле зрения ребенка попадало только то, с чем он может реально взаимодействовать, что может помочь ему в дальнейшем развитии.
Ребенок – это целый мир. Невозможно описать его в двух словах. Уделяйте ему больше внимания. И помните, что первые три года ребенок учится практически круглые сутки. Это самый ответственный период, и чем более внимательны вы будете к ребенку сейчас, тем легче общаться будет потом.
Возвращаясь к началу, можно сказать, что кроме главных героев – ребенка, проявляющего себя в действиях, предоставляющего возможность жить, развиваться и творить, роль мамы также очень важна. Она – главный воспитатель. Но при этом ей нужно помнить о том, что лучше не вмешиваться в процесс, не делать чего-то заранее, до реальной просьбы или усилия со стороны ребенка. Роль воспитателя должна сводиться к обеспечению безопасности ребенка, что подразумевает правильную организацию пространства квартиры, продумывание мест для прогулок, приобретение игр и предметов, подходящих для данного возраста. Мама должна обеспечить правильную организацию процессов сна, еды и бодрствования, т.е. реализацию формулы «хочу + могу = делаю» в полном объеме. Все остальное ребенок сделает сам. Не это ли есть счастье, когда хочу, могу и делаю?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....
Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...
Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...