Консультация для родителей "Компьютер в жизни ребенка"
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kompyuter_v_zhizni_rebenka.docx | 392.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Компьютер в жизни ребенка»
Составили и провели воспитатели
Максимова Е.В.
Петрова Т.Н.
Ни для кого не секрет, что компьютер проник во все сферы нашей жизни. Нам уже сложно представить нашу жизнь без него. Современные дети с легкостью овладевают навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но сохраняется опасность у детей, попасть в зависимость от компьютера. Важно, что бы дети ценили живое, эмоциональное, человеческое общение.
Часто, родители, чтобы успокоить маленького ребенка, дают ему планшет, телефон.
Почему плачущему ребенку нельзя давать планшет
Этот подход препятствует нормальному развитию эмоциональной сферы: дети не учатся управлять собой в стрессовых ситуациях.
Ученые выяснили, что использование электронных книг, смартфонов и планшетов дошкольниками приносит определенную пользу: образовательные мобильные приложения помогают детям учиться читать и узнавать новое об окружающем мире. Однако применение таких устройств для отвлечения и успокоения ребенка вредит его эмоциональному развитию, а также препятствует общению со сверстниками.
«Если дети успокаиваются с помощью электронных устройств, то как им научиться управлять своими эмоциями? Кроме того, активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем: дети обычно учатся этому во время игр и свободного общения с друзьями. Наконец, сенсорные экраны не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины», – рассказала педиатр Дженни Радески (Jenny Radesky) из Бостонского университета.
Также проведенное исследование показало, что мобильные приложения, электронные книги и планшеты бесполезны для детей, не достигших двух с половиной лет, а лучше всего электронные устройства осваивать вместе с родителями. Даже в образовательных целях прямое общение с родителями ученые сочли более эффективным методом обучения.
Ранее ученые не раз писали о вреде электронных устройств для малышей. Так, педиатр Линдси Марцоли (Lindsay Marzoli) утверждает, что пользование сенсорными экранами не дает детям развивать мышцы пальцев и кистей, необходимые для письма. Британский профсоюз учителей в 2014 году выступил с заявлением о том, что все больше детей не способны играть с кубиками и конструкторами, а также общаться со сверстниками из-за популярности мобильных устройств. Для изменения этой ситуации профсоюз рекомендовал жесткие меры (например, отключение Wi-Fi в доме по ночам).
Так давайте разберемся: компьютер это- добро или зло? Как , по вашему мнению, чем является компьютер для ребенка? (Ответы родителей)
- Да компьютер является для ребенка, в первую очередь, необычной и привлекательной игрушкой.
- В чем его особенность?
- Компьютер является интерактивным средством
- Это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы
- Дополнительное педагогическое средство развития ребенка
- Многовариативный дидактический материал
Компьютер- очень необычная игрушка. Но способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как вы считаете: надо ли дошкольнику общаться с компьютером? (ответы родителей)
- Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие дошкольника. Предлагаю разделиться на две команды.
- Первое задание: На столе лежат листы на которых обозначены те или иные свойства компьютера и компьютерных игр. Задача команд: выбрать нужное и постараться убедить членов другой команды в истинности вашего мнения.
( проводится игра)
- А сейчас я хочу вас познакомить с тем, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
- Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
- Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
- Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:
- Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
- Игры-приключения, в которых герой проходит по страницам повестей и романов. В основном, они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
- Игры- стратегии, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
- Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
- Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
- Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
- Графические игры, связанные с рисование, конструированием.
- Уважаемые родители, а в какие компьютерные игры играют ваши дети дома?
(Ответы родителей)
- Очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их очень много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.
Требования к играм
- В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
- Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
- Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
- Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
- В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
- Нежелательно применение системы оценок в баллах.
- Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.
- Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?
(Ответы родителей)
- А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.
(Зачитывается памятка для родителей.)
- Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.
Компьютер:
- Вызывает положительный интерес к технике.
- Полностью захватывает сознание ребенка.
- Развивает творческие способности, воображение ребенка.
- Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
- Отрицательно влияет на физическое развитие детей.
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
- Позволяет развивать кругозор ребенка.
- Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.
- Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.
- Позволяет получать новые знания.
- Ухудшает зрение ребенка.
- Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.
От долгого сидения за компьютером , чаще всего страдают глаза. Велик риск, уже в дошкольном возрасте, ухудшить зрение ребенка. Необходима профилактика. Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений для глаз. Давайте вместе их проделаем. (Приложение 2) Проводится с родителями гимнастика для глаз.
- Хочу остановиться подробнее на компьютерных играх «стрелялках».
Компьютерные "игры-стрелялки" негативно сказываются на психическом и физическом здоровье детей. Кроме того, они ведут к проблемам в межличностных отношениях, то есть к социальной деградации: увлекаясь играми, дети меньше оставляют времени на "человеческое" общение и сюжетно-ролевую игру - так необходимую для формирования коммуникативных сторон личности.
Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:
- Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
- Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
- Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
- Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
- Возникает острая потребность в иге.
Какие опасности скрываются за невинной игрой?
Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.
Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.
Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.
Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.
- Предлагаю провести игру, с помощью которой вы почувствуете, что испытывает ребенок, играющий в игры- «стрелялками»
(проводится игра «Выбей соперника с мостика». Ига проводится с использованием наволочек наполненная воздушными шариками.)
- Сидя за компьютером, во время игры, накапливается мышечное напряжение и агрессия. Вы сейчас дали выход своему напряжению, а дети не всегда могут это сделать. И часто их агрессия бывает направлена на сверстников.
- Ребенку необходимо выплескивать свою энергию, лучше всего это делать на свежем воздухе, играя в спортивные игры: футбол, хоккей, катание на санках, коньках, лыжах и т.д.
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей:
- Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
- В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
- Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
- Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
- В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
- После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
- Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
Приложение 2
Гимнастика для глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"
Консультация для воспитателей семейного детского сада...
Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"
Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...
Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".
Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....
Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."
Роль сказки в жизни ребенка....
Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"
Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...
Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...
Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"
Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....