Родительское собрание в старшей группе "Родителям о воспитании мальчиков и девочек"
материал (старшая группа) на тему
Материал к родительскому собранию по гендерному воспитанию дошкольников
Рекомендации родителям: "Воспитание и обучение ребёнка с учетом пола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №3 п. Редкино
Родительское собрание
в старшей группе
Родителям о воспитании мальчиков и девочек
подготовила
воспитатель МБДОУ детский сад №3 п. Редкино
Баньковская Т.Г.
Редкино 2015
Материал к родительскому собранию
Родителям о воспитании мальчиков и девочек
«Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…» (из восточной легенды)
Актуальность проекта.
Как известно, в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя, свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.).
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет. С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Однако профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной, лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Что же такое гендер?
«Гендер»(род) - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Формирование гендерной идентичности:
Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования. Именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли. Формирование гендерной идентичности связано с развитием самосознания ребенка. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Постепенно у детей дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Традиционно субъектам мужского начала приписывают:
- стремление быть сильным и успешным;
- способность объективировать себя путем материальной и духовной деятельности;
- готовность к творчеству, лидерству, риску, способность проникать в суть явлений;
- потребность влиять на детей с помощью авторитета, разума и здравого смысла;
- установка на то, что любовь окружающих нужно заслужить.
Традиционно субъектам женского начала приписывают:
- стремление быть привлекательной вообще и в соответствии со стандартами женской красоты;
- способность объективировать себя через брак, сексуальность и детей;
- готовность опекать окружающих, чувство реализма, выносливость, коммуникабельность, способность тонко и разнообразно воспринимать мир;
- потребность влиять на людей с помощью материнской ласки и любви;
- установка на то, что симпатия со стороны окружающих должна носить безусловный характер.
Различия в психике и поведении детей
Психические явления | Мальчики | Девочки |
Работоспособность | Проявляют негативизм; адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно. Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции) | Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие) |
Эмоции | Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию | Эмоционально бурная реакция |
Межличностное общение | Ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа («Какое у нас следующее занятие?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой | Ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения |
Познавательная мотивация | При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно, получают контрастные отметки, обучаются менее успешно | При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более комфортны, внушаемы. дисциплинированы; отметки ровные; обучаются более успешно |
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность меду ними организуется совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща.
В процессе работы, ориентируясь на данные особенности, педагогами используются такие формы работы с детьми, как: беседы, с использованием художественной литературы, игровые упражнения, дидактические игры («Кто чем любит заниматься?» «Что кому нужно?»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Магазин»,«Почта», «Школа» и т.д., драматизация народны сказок, наблюдения, театрализованная деятельность, работа в подгруппах, парах, решение проблемных ситуаций, индивидуальная работа.
Рекомендации родителям.
Воспитание и обучение ребёнка с учетом пола.
1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
- Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
- Ругая девочку, помните об эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки.
- Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
- Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
- Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться.
10. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
11. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Рекомендации для взрослых по воспитанию девочек и мальчиков
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников - мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по- разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.
- Помните, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Заключение:
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола – Я-девочка, Я-мальчик.
Современное семейное и школьное воспитание требует неободимого учета половых особенностей детей. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола, воспитание не достигает свои целей.
Список используемой литературы:
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному Самара: Учебная литература, 2005.
- Попова Л.В. Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве// «Детский сад от А до Я». - 2004.- №2. – с110-123
- Эльконин Б.Д. Детская психология. - М, 2004г.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013г.
- Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб, 2006.
- http://elg-metcent1.ucoz.ru/sborniki/konferencia_po_genderu.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе "Валеологическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников"....
Открытое родительское собрание в старшей группе. Тема: «Воспитание здорового ребенка»
Закаливание, как действенное средство борьбы с простудными заболеваниями....
Детско-родительское собрание в старшей группе «Экологическое воспитание»
Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов, расширение представления об окружающем мире воспитанников, воспитание экологической культуры детей....
Протокол родительского собрания в старшей группе "Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни"
Протокол родительского собрания в старшей группе...
Родительское собрание в старшей группе "Валеологическое воспитание дошкольников" в технологии СДМ
laquo;Валеологическое воспитание дошкольников»Цель: Расширение единого образовательного пространства между семьей и детским садом.Задачи: Повысить педагогическое мастерство родителей по разделу...
Конкурс. Сценарий мероприятия. Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Многих родителей, как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью...Нравственность подростка зависит от того...
Родительское собрание в старшей группе "Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста"
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста...