Консультация для родителей "Почему они такие разные?"
консультация на тему
Часто слышу от родителей, воспитывающих в семье двух и более детей: "Стараюсь, каждому уделяю одинаковое количество внимания. Люблю одинаково. Ни чем не обделяю ... А они такие разные!!! Как быть?"
Постараемся разобраться: "Почему они такие разные?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._pochemu_oni_takie_raznye.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»
Южноуральского городского округа
457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Советской Армии, 10 А. тел./ факс 8 (35134) 4-34-04, e-mail: iskorka1969@mail.ru |
Уважаемые родители, доброго Вам времени суток.
Часто слышу вопрос от родителей, воспитывающих в семье двух и более детей: «Стараюсь, каждому уделяю одинаковое количество внимания. Люблю одинаково. Ни чем не обделяю… А они ТАКИЕ разные!!! Как быть?»
Постараемся разобраться: «Почему они такие разные?»
ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?
У нас трое детей: мальчик и девочки-двойняшки. Обе в один день родились от одного отца и матери, а не похожи ни внешне, ни по характеру.
Мы воспитываем двух мальчиков. Стараемся, чтобы росли настоящими мужчинами. Спорт, игры соответствующие, комнату им специально оборудовали. Но вот странно. Разница у них в возрасте небольшая. Младший практически ни в чём не уступает старшему, а всё равно, разные они. Младший – похитрее, чуть что, на Вовку всё сваливает или к матери бежит жаловаться. А старший – простая душа, всё всем отдаст, сам ни с чем останется. И почему так получается? Учим-то, вроде, обоих одинаково.
Я хотела узнать, чем можно объяснить? Родные сестры растут. Старшая – тихая, послушная. С ней забот не знали. А младшая – не девка, а оторва, на месте не посидит минуты. Той скоро семь, этой – четыре. Так у младшей подруг да друзей не сосчитать, как коновод. Всё и придумывает чего-нибудь, а те её слушаются.
Дети одних родителей редко бывают схожими. Речь не идёт о чисто внешних чертах сходства, ведь младшее поколение заимствует у своих родителей манеру поведения, особенности телосложения, черты лица, и это никого не удивляет. Разговор будет касаться скорее особенностей психического склада личности братьев и сестёр. Учебники по психологии утверждают, что личность есть прижизненное образование, формирующееся в результате общения и воспитания. Чем же тогда можно объяснить, что в одной семье, у одних родителей дети порой являются полной противоположностью друг друга. Папы, мамы, бабушки и дедушки бывают озадачены несхожестью характеров, поступков своих отпрысков в сходных ситуациях, их различными склонностями, привычками и дарованиями. Один ребёнок может расти болтуном, весельчаком и пройдохой, другой – скромником, фантазёром, эдаким домашним философом. Даже по темпераменту и физиологическим потребностям дети могут сильно различаться. Так, в одной детской могут соседствовать малыш, поднимающийся на рассвете вне зависимости от времени года, и соня, страшный любитель поспать. Они могут предпочитать различные блюда, что приводит к необходимости готовить для каждого отдельно.
Любопытный анализ этим фактам дается в книге Т. Хоментаускаса «Семья глазами ребенка». Автор её объясняет различия в поведении и характерах детей экологическими отношениями внутри семьи. По его мнению, на момент появления первенца существует одна ситуация, то есть специфический уровень взаимоотношений между супругами, их реакция на появление ребёнка, его пол, состояние здоровья, внешность – и к этому добавляется слабая практическая осведомлённость родителей в вопросах воспитания, а следовательно, и высокий уровень тревожности за судьбу младенца. Первый ребёнок растёт в тесном контакте со взрослыми, не ведая о конкуренции со стороны других детей. К моменту появления второго ситуация меняется.
Даже если между рождением детей проходит не так уж много времени, обстановка в семье становится кардинально иной. Как правило, обзаведение ещё одним малышом уже четко планируется и контролируется супругами. Его появление на свет является свидетельством и гарантией прочности семейного союза. Второй ребёнок, помимо примера взрослых, имеет перед глазами ещё один образец в лице брата или сестры. Таким образом, он не просто младший, а член особой группировки детей, часто противостоящей в своих требованиях взрослым. Подрастая, младший ребёнок сталкивается с превосходством в уровне физического и умственного развития старшего и вынужден для «завоевания места под солнцем» избирать свою, специфичную линию поведения. Родители обычно предоставляют ему большую свободу взаимодействия с миром. Поэтому вторые дети в семьях, как правило, более раскованы, лучше приспособлены к обстоятельствам своего существования.
Появление третьего и последующих малышей вынуждает детей, до того бывших младшими, пережить по примеру первенцев ситуацию «свержения с престола», то есть лишения привилегий баловней, маленьких сынулек или дочурок. Наличие в семье трёх и более детей резко стимулирует процессы индивидуализации развития каждого ребёнка. Ведь чем больше разнятся между собой дети, тем больше вероятность, что каждого будут любить за своё, за только ему присущую особенность, например, за хороший аппетит или за приветливый нрав, сходство с бабушкой или умение рассказывать смешные историй, за особую ласковость, покладистость или, наоборот, твёрдость характера и своеволие.
С этой трактовкой можно соглашаться или нет, но определенное рациональное зерно в ней есть. Мы скорее склонны объяснять различие или сходство родных братьев и сестёр динамичностью или стабильностью формирующей среды, в которой происходит развитие детей, т.е. тех установок и ожиданий, что определяют характер взаимодействия людей в семье.
Так, если второй ребёнок является в той же мере желанным, как и первый, родители в такой же степени тревожатся или наоборот спокойны за его будущее, то и психический склад детей скорее всего будет сходным вне зависимости от различий в поле и возрасте. Если же за время воспитания своего первенца родители резко поменяли свои взгляды и установки на характер и содержание воспитательного процесса, изменили своё отношение к детям в целом, на опыте убедились, что невозможно сотворить из малыша всё, что заблагорассудится, то второй ребёнок будет резко отличаться от первого. И, прежде всего, он будет иначе строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, будет ждать и требовать от них совсем не того, что хотел получить первый.
При этом степень конфликтности отношений между детьми может снижаться и повышаться, в зависимости от того, сравнивают ли родители детей друг с другом, проводят ли параллели в отношении их умственных и физических способностей. Упрёк в том, что младший: или старший ребёнок не такой, как другой, обычно действует на детей подобно красной тряпке. Они либо станут вступать в жесткую конкурентную борьбу, либо всеми средствами доказывать своё право быть индивидуальностями, а не копиями кого бы то ни было.
Наконец для родителей с мистическим мировосприятием и склонностями к фатальному объяснению всех происходящих событий можно предложить и ещё одно объяснение факта несхожести столь близких родственников, как родные братья и сёстры. Подробно оно описано в другой литературе, и ниже лишь схематично изложена его суть. Дети, рождённые в разные годы, под разными зодиакальными созвездиями, в соответствующие периоды солнечной и лунной активности, и не могут походить друг на друга. Никакая воспитательная система не может пересилить воздействия тех планет и созвездий, под чьим влиянием они находятся. Космические стимулы и предначертания пересиливают природные, унаследованные от родителей задатки. Поэтому люди, родные друг другу по крови, так не похожи по характеру и поведению.
Особую проблему представляет вопрос о различиях в личности близнецов и двойняшек. Их развитие с определенного момента жизни так же может существенно отличаться. Обычно это объясняют процессами доминирования-подчинения внутри пары детей. Но проблема эта до сих пор до конца не решена. Родителям, особо интересующихся данной проблемой, можно порекомендовать работу И.В. Равич-Щербо «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека», где с научной скрупулезностью описаны результаты наблюдений и экспериментов, проведенных по методу близнецов и другим сходным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?
Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...
Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»
Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....
консультация для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."
Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого...
Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"
Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"...
Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»
Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....
консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо"
Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...
консультация для родителей Весна — такая прекрасная и такая опасная
Весна — такая прекрасная и такая опасная...