Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
консультация на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_v_seme.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, желание помочь в трудную минуту. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности. Главным помощником ребенка на этом пути и является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.
Возникает вопрос. Обсуждать или не обсуждать с ребёнком нравственные вопросы? Конечно же, обсуждать. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Одним из нравственных качеств является любовь и уважение. А в преддверии праздника 8 марта хочется сказать о любви и уважении к маме. Мы часто слышим от детей при встрече с мамой «Мама, ты купила мне….» И никогда не слышим « Мама, ты устала?», « Мама, как ты себя чувствуешь? , « Тебе помочь донести сумку?» А добрые и ласковые слова говорим только 8 Марта и в день рождения.
А как часто на улицах нашего города мы видим, как мама идёт с сумками и пакетами, а папа рядом идёт и разговаривает по телефону. Этот пример носит отрицательный характер в формировании такого качества как уважение к женщине, матери. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребёнка, основываясь на примере из опыта, складывалось сознание и понимание того, как надо поступать и как не надо.
А взрослый, который конкретным примером своего поведения , и закладывает в ребёнка основные нравственные нормы. И тогда ребёнок будет встречать маму не словами «Ты купила?», а « Мама, ты устала, давай я тебе помогу.» Ведь теоретически дети знают , как надо делать и как не надо. А на практике этого необходимо добиваться каждодневным примером.
И как вы уже знаете, что эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения. И поэтому я предлагаю Вам вместе с детьми прочитать и обсудить сказку «Семь дочек».
В. Сухомлинский «Семь дочек»
У одной матери было семь дочек. Как-то поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда она вошла в дом, дочки друг перед дружкой начали рассказывать, как они по ней скучали.
- Я скучала по тебе, как цветок по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала за тобой, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка, - прощебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я выглядывала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Спросите ребенка:
- Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
- Как ты думаешь, что тяжелее: красиво говорить или красиво поступать?
- Подумай и скажи, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы?
- А что ты делаешь для своей мамы, когда она устанет?
А детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
по материалам Гуляевой М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Содержание нравственного воспитания дошкольников...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду»
Вопросы нравственного воспитания в семье и в детском саду...
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
консультация...
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Консультация для воспитателей...
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском садуСодержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношени...
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском садуСодержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношени...