Презентация на тему "Кризис 3-х лет" и презентация на тему "Подготовка ребенка к школе"
презентация к уроку на тему

Мельничук Оксана Вадимовна

Очень полезная информация как для родителей, так и для педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема

Слайд 2

Мы живём в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня. Это уже стало аксиомой. ( А.Асмолов )

Слайд 3

От уровня предшкольного образования зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд рублей ежегодно. Актуальность проблемы

Слайд 4

несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз . 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % — “среднезрелыми”, а 32,2 % — незрелыми в плане функциональной готовности к обучению. Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Слайд 5

Исследования Института возрастной физиологии РАО

Слайд 6

Ситуация в школе В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета. - у 35 − 40% из них не развита мелкая моторика, - у 60% – устная речь, - у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность НО

Слайд 7

Готовность первоклассников к школе

Слайд 8

Как готовят детей к поступлению в школу (по материалам мониторинга эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования, 2003 г.) Умел ли ваш ребенок делать следующее, когда пошел в школу? (ответы родителей) Да (в %) Нет (в %) Узнавать большинство букв 90,7 7,9 Читать слова 68,3 29,3 Читать предложения 52,1 44,5 Писать буквы 78,8 19,2 Писать слова 54 42 Узнавать большинство цифр от 1 до 9 93,2 5,6 Считать от 1 до 10 и обратно 92,8 6,3 Выполнять арифметические действия в пределах 10 73,3 24,1 Другое (что-то еще) 23,1 34,7

Слайд 9

Как готовы дети к обучению в школе (результаты анкетирования учителей) Уровень низкий (% уч-ся) средний (% уч-ся) высокий (% уч-ся) понимания объяснений на уроках 20,2 47,3 30,8 организации своей деятельности на уроках 21,4 48,5 30,1 общения детей друг с другом 13,3 52,6 34,1 общения с учителями 12,8 50 37,2 тревожности на уроках 51,2 35,4 9,9

Слайд 10

Источники знаний родителей о воспитании и обучении ребенка

Слайд 11

Отношение первоклассников к школе

Слайд 12

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ Очень интересно 15 Скорее, интересно, чем нет 54 Трудно определить точно 24 Скорее, не интересно 6 Совершенно не интересно 1 ребенок Учиться в ОУ:

Слайд 13

Отношение первоклассников к учебе в школе

Слайд 14

Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки и пр.; мотивационной готовности; произвольности поведения; децентрической позиции - Подготовка к школе понимается повсеместно как обучение тем знаниям и умениям , которые дети должны получить в школе при обучении в 1 классе. но Важнейшим компонентам готовности к школьному обучению

Слайд 15

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, исследования процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, потребностно-мотивационной, когнитивно-деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и совершенствования себя, мира

Слайд 16

Сопоставление результатов Готовность предметная - высокие учебные результаты в течение первых двух лет (за счет полученной базы) быстрая потеря интереса снижение успешности, школьные неврозы Готовность психологическая регулируемое поведение выравнивание учебных результатов личностная и познавательная мотивация нарастание успешности

Слайд 17

Характеристика заболеваемости первоклассников (в %) Виды заболеваний начало учебного года конец учебного года родители медики Врожденные пороки 6,54 3,31 7,69 Заболевания сердца и сосудов 5,28 6,16 12,37 Заболевания органов дыхания 11,0 6,61 12,75 Заболевания желудочно-кишечного тракта 6,19 6,14 10,55 Заболевания внутренних органов 5,47 4,21 9,99 Заболевания эндокринной системы 0,8 1,44 10,95 Заболевания нервной системы 5,56 6,39 12,80 Кожные и аллергические заболевания 13,91 11,46 10,93 Заболевания опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки 16,4 21,10 25,87 ЛОР-заболевания 20,6 17,41 16,86 Зрение, слух 10,4 10,06 14,92 Кариес 40,95 23,86 38,06

Слайд 18

Готовность первоклассников к обучению с учетом возраста при поступлении в школу

Слайд 19

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ Требования родителей 22 Требования педагога 16 Сильное влияние педагога 17 Осознание необходимости учебы 83 Чувство востребованности 19 Это интересно 31 Стремление к лидерству, авторитету 23 В классе есть, за кем тянуться 9 Просто учеба легко дается 11 Хорошей учебе способствуют:

Слайд 20

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ Разбросанность интересов Развлечения (игры, дискотеки) Невозможность побороть лень Домашние проблемы Нереальность выполнения домашних заданий Отсутствие интереса к отдельным предметам Интересы преобладают над школьными Часто бывает плохое настроение Не хватает сил (здоровья) Неумение сосредоточиться Думает, что не все предметы нужно учить Успешной учебе мешают: 21 27 46 11 9 50 12 12 12 27 22

Слайд 21

Несоответствие требование педагога и программы индивидуальным особенностям ребенка Несоответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям Нарушение основных режимных моментов: продолжительность сна, прогулок, время выполнения домашних заданий. Причины неуспешности обучения «Ленивых детей не бывает. Ребенок отказывается от деятельности либо потому, что ему не интересно, либо потому, что он не здоров (трудно).» П.М.Ивановский

Слайд 22

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Негативное взаимоотношение в системах: «Учитель-ученик» «Ученик-ученик» Не соответствие требований возможностям ребенка Не соответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям Не знание индивидуальных особенностей ребенка Здоровье: психическое и физическое

Слайд 23

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ слухового восприятия; трудности вербально- логического мышления; речевого развития, звуко -буквенного анализа, артикуляции; недостаточная зрелость коры головного мозга зрительно-пространственного восприятия фонетико-фонематического восприятия координации движений и зрительно-моторных координаций зрительного восприятия зрительной памяти СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ: слухового восприятия; зрительно-пространственного восприятия координации движений и зрительно-моторных координаций 0 зрительного восприятия зрительной памяти

Слайд 24

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ механическое чтение быстрый темп письма отсутствие учета индивидуальных факторов: утомления; функционального напряжения; низкой неустойчивой работоспособности форсирование темпа обучения недостатки методики обучения: опора на механическое копирование (преобладание репродуктивного вида деятельности) НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НЕДОРАБОТКИ неправильное положение ручки

Слайд 25

Учет индивидуальных особенностей ребенка Биологический и паспортный возраст Состояние здоровья Темп деятельности Тип восприятия

Слайд 26

Паспортный возраст 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 5 лет 5 6 7 8 9 5,5 6,5 7,5 8,5 Для ребенка важны каждые полгода Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных процессов, морфологических особенностей и зависит от индивидуального темпа роста и развития организма это уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и для которого поведение ребенка в социальной, познавательной и физической областях считается характерным для данного возраста может отставать от паспортного возраста на 1-1,5 года Для организации успешной образовательной деятельности необходимо знать, сколькими возрастными подгруппами представлен классный коллектив это возраст, имеющий четкую временную градацию– день, месяц, год.

Слайд 27

Основы организации успешного обучения младших школьников Учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни Фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика Учет индивидуальных особенностей ребенка Предоставление детям разных по сложности учебных заданий (в соответствии с их индивидуальными особенностями) Учет структуры индивидуального интеллекта при планировании обучения

Слайд 28

Положительная установка на учащихся Привлечение учащихся к принятию решений Развитие самостоятельности и активности учеников Адекватная оценка возможностей учащихся, их успехов и неудач Четкий и краткий инструктаж, предоставление алгоритмов действий Использование иронии, шутки в воспитательных целях Проявление эмоциональной отзывчивости Основы организации успешного обучения младших школьников

Слайд 29

Благодарю за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(кризис 3-х лет и как с ним справиться?) « Знаете ли вы своего ребенка?»

Слайд 2

Особенности развития ребенка 3 – 4,5 лет Физическое развитие – бурный физический рост. Потребность в движении. Стремление к самостоятельности. Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями. КРИЗИС

Слайд 3

Кризис – движущая сила развития Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется , как может! Послушный ребенок раздражительность требовательность упрямство капризы

Слайд 4

Негативизм Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил! Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Слайд 5

Задача взрослых: поддержать ребенка; превратить негативизм в игру; обучать ребенка правильно выражать свои желания и намерения. НЕГАТИВИЗМ НЕПОСЛУШАНИЕ Ребенок поступает наперекор своему желанию. Ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Не избирательно. Мотив: сделать как угодно, лишь бы не так! ! ! !

Слайд 6

Упрямство Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет Решение – попросит книжку. Удивительно, но факт!

Слайд 7

Ошибка родителей Повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений . УПРЯМСТВО СИЛЬНО ХОЧЕТСЯ ОН ТРЕБУЕТ

Слайд 8

УПРЯМСТВО ПОРОЖДАЕТ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕВРОЗЫ РАССТРОЙСТВО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЛЖИВОСТЬ

Слайд 9

Капризность Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!» ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ Продолжить начатое дело Двигательное перевозбуждение Недовольство, раздражительность Плач

Слайд 10

ОТЛИЧИЯ КАПРИЗЫ Плач, нытье по любому поводу Привлечение внимания Я не хочу! Я хочу! Не уступить, настоять на своем Ответ на поведение или требование родителей УПРЯМСТВО

Слайд 11

ИСТЕРИКА Яркость, гротескность. «Игра на публику». Наличие зрителей Громогласный плач. Крики. Битье головой о стену или пол. Расцарапывание лица. Возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Слайд 12

Условия возникновения капризов: Переутомление Некомфортная обстановка Плохое самочувствие Повышенная эмоциональная возбудимость Чувствительность

Слайд 13

Как предотвратить приступы истерики у детей Научитесь предупреждать вспышки. Переключайте детей на действия. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Скажите ребенку правду относительно последствий.

Слайд 14

Если истерика все же началась: прежде всего не раздражаться, взять себя в руки; не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша; постарайтесь отвлечь малыша. твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование; постарайтесь не реагировать на советы посторонних; не поддавайтесь на провокации. научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.

Слайд 15

Симптом обесценивания Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…) Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.

Слайд 16

В заключении: 1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года . 2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. 3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться. 4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.) Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой). 5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой .

Слайд 17

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. 7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. 8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание,… 9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. 10. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный. Желаем Вам удачи !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Готовь сани летом или как подготовить ребенка к школе

Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.Поговорите о ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к школе"

презентация для консультации родителей...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к школе"

Презентация "Психологическая готовность ребенка к школе" (для родительского собрания)...

Презентация " КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли...

Презентация Как подготовить ребенка к школе

Что нужно знать родителям и как подготовить ребенка к школе...