Рекомендации в реализации методов стимулирования в процессе воспитания ребенка
консультация на тему
Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание), главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассмотренных ранее методов. На методах стимулирования стоит остановиться более подробно, так как, разумеется, воспитательный процесс не обходится без поощрений и наказаний и надо делать это педагогически грамотно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_v_realizatsii_metodov_stimulirovaniya.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.О. Симакова
Рекомендации в реализации методов стимулирования в процессе воспитания ребенка
(для родителей)
Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание), главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассмотренных ранее методов. На методах стимулирования стоит остановиться более подробно, так как, разумеется, воспитательный процесс не обходится без поощрений и наказаний и надо делать это педагогически грамотно.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится почти всем родителям и педагогам, в любых семьях.
Главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности, награды или подарка. Поощрение должно быть справедливым и поддерживаться всеми членами семьи, а также друзьями ребенка. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка; нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.
Категорически не рекомендуется физическое наказание, оно, как считают психологи, способствует развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим, раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения. Наказание может быть в виде порицания, осуждения, отсрочки ожидаемого поощрения, лишение или ограничение определенных прав.
Существуют правила наказания :
- Наказание должно быть справедливо.
- Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
- Ребёнок должен знать, что его по-прежнему любят
- Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому
- При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер, например, («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
- Следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
- Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай»
- За один проступок – одно наказание.
- Недопустимо запоздалое наказание.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Терпение - эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и воспитателя. Необходимо последовательно объяснять ребенку, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
- отвлечь ребенка - можно предложить ребёнку иной вид деятельности;
- неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится;- можно научить ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу и самокритике; - изменить в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, Очень важно правильно выстроить свои отношения с ребенком, тогда к такому методу воспитания, как наказание, не придется прибегать часто.
Вот некоторые рекомендации родителям в построении отношений с ребенком:
-смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность,
-говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива,
-все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово,
-держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный,
-раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок,
-не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком,
-не балуйте его и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам.
В разговоре или беседе с ребенком не употребляйте :
я тысячу раз говорил тебе…
- сколько раз надо повторять...
- о чем ты только думаешь…
- неужели трудно запомнить…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена (Катя, и т.д.) такая, а ты – нет…
Употребляй чаще: ты у меня самый умный, (красивый и т.д.)
- как хорошо, что у меня есть ты
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов и родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Презентация к занятию на тему" Методы и приёмы музыкального воспитания ребенка"
Материал для слушателей КПК на тему "Музыкальное воспитание детей в ДОУ"...
Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка
О методах стимулирования - поощрении и наказании, их правильном понимании и применении....
Консультация для родителей. Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка.
Во все времена родителей волновали вопросы, связанные с поощрением и наказанием ребенка. Где та граница, за которую переходить нельзя? Как суметь так грамотно воздействовать на ребенка с помощью наказ...
Консультация "Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка"
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Рекомендация для родителе "Участие родителей в процессе воспитания ребенка"
Родители - это отражение всего мира в глазах ребенка....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
В данной статье характеризуется психологический подход к реализации принципа индивидуализации обучения В ДОУ....