ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему
Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами.
Гендерное воспитание детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и детскими садами. Программы основаны на том, что восприятие окружающего мира существенно разнится у девочек и мальчиков дошкольного возраста. Да и мыслят дети по-разному. Благодаря разнообразным играм, которые в детсадах проводятся в рамках гендерного воспитания, дети со временем ассоциируют себя с конкретным полом. Не только в этом состоит суть гендерного воспитания в детском саду. Благодаря такому подходу, основанному на игровой форме, мальчики и девочки формируют представление о правилах поведения, характерных для мужчин и женщин.
Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.
Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка
Гендерные особенности имеются и в физическом воспитании детей. Мальчики и девочки изначально ориентированы на разные типы двигательной активности. Девочкам подходят занятия, направленные на развитие ритма, плавности и гибкости, а занятия с мальчиками предполагают развитие выносливости, выдержки и быстроты. В соответствии с этим подбираются игры для них, определяется разное число повторений и продолжительность упражнений.
Мальчики ориентированы на те физические игры и упражнения, в которых они могут продемонстрировать собственную силу и скорость. Примером таких игр являются борьба, бег и метание предметов. Девочкам ближе игры со скакалками, лентами и мячом. Именно в таких занятиях они максимально могут проявить себя, поскольку частота движения кисти рук у них намного выше, чем у мальчиков.
Задачи по формированию представлений о признаках мужского и женского полов у детей стоят перед детскими дошкольными учреждениями и семьями. В детских садах реализуются целые программы по гендерному воспитанию детей. Важность данного подхода заключается в том, что мальчики и девочки совершенно по-разному воспринимают мир и также по-разному мыслят.
Игры, проводимые в рамках мероприятий по гендерному воспитанию, позволяют детям впоследствии понимать, к какому именно полу относятся они сами. Также у детей формируются представления о том, как они должны себя вести. Те дети, которые ведут себя отлично от усвоенных остальными детьми норм, могут ими не приниматься. Проявлением этого становится осуждение и непринятие мальчиками других мальчиков, которые демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не принимаются девочками и те из них, поведение которых соответствует мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются в те, чье поведение они демонстрируют.
Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
- Средство:
- игры
- народные сказки
- пословицы
- колыбельные песни
- Методы:
•игры
•познавательно-развивающие этические беседы
•проблемные ситуации
•схемы-действия - Формы:
•игровая деятельность
•экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации:
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Задачи.
- оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
- расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Ребенок, который четко отождествляет себя с конкретным полом, но при этом способен демонстрировать поведение, присущее противоположному полу, будет адаптирован к условиям жизни современного общества лучше. Важно только понимать, что умение проявлять нехарактерные гендерные качества не подразумевает собой размытую грань между ними. Суть в том, что и мальчик, и девочка, и мужчина, и женщина – это Человек.