Работа с родителями
консультация (средняя группа) на тему

Акишева Елена Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 

«Что такое этикет?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНИКИ  И  ЭТИКЕТ

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ)

Надо ли обучать дошкольников правилам этикета?

Не приведет ли это к чрезмерной регламентации поведения детей, к их « нивелировке», в результате которой они станут похожими друг на друга? Можно ли добиться от ребенка 4-5 лет выполнения правил , поведения , установленных в обществе?

Да и вообще, от чего зависит его поведение: от воспитания или от врожденных

качеств?)

Прочитайте и вы найдете ответы на все эти

вопросы!

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства. Сравним, например, поведение русского человека XVI - XVII вв. Городской московский житель XVIв. Руководствовался указаниями «Домостроя», которые учили его быть хозяином своего дома, господином жены, детей и слуг, находиться в полнейшем подчинении от того, кто знатнее и богаче, не задумываться над чувствами и настроениями тех, кто находится ниже на социальной лестнице.

В XVIII в. в России на основе европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок поведения.

Знатный человек того времени, стремившийся сохранить свои позиции при царском дворе, руководствовался правилами, изложенными в книге « Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По - прежнему сохранялись почитание более знатного, приоритетное положение мужчины - хозяина дома, но в жизнь стали активно входить понятия приятности общения, умения нравиться, быть человеком галантным, Постепенно менялся сам стиль общения.

В XIX в. этикет рассматривался как соблюдаемое во всех случаях жизни « знание приличий, уменье держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости». ( Светозарская К. Светский человек. А. 1991. С. 7-8).

В настоящее время основными правилами этикета можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но, зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения. В ситуациях, когда одни этикетные правила противоречат другим, мы выбираем те, которые представляются нам наиболее разумными. Например, вы знаете, что столовый этикет предписывает пользоваться ножом и вилкой, но как вы поступите, оказавшись в доме, хозяева которого - в силу каких - то причин - не придают этого значения и не подали нож? Станете ли требовать нож, чем поставите в неудобное положение хозяйку, или приметет те правила, по которым живут в этом доме? Представьте себе такую ситуацию: вы не умеете пользоваться столовыми приборами, но пришли в дом, в котором неукоснительно придерживаются правил столового этикета. Что делать? Чтобы обезопасить себя, желательно изучить современный этикет, и начинать это следует в детском возрасте, помня слова В.Г. Белинского:

« Воспитание - великое дело: им решается участь человека».

Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольников со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя  навыки позитивного общения.

Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно, другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. « Почему надо здороваться при встрече? Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать? Можно ли сесть за обеденный стол с грязными руками? Почему нельзя? Приятно ли другим участникам застолья смотреть на грязные руки?»

Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете.

Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени отчеству.

В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире. Отец и сын, старый и малый, воспитатель и воспитанник - между ними нет полного равенства. Первые имеют опыт, знания, положение и т.д. Вторые только начинают жить, приступают к познанию жизни. Они могут стать равными первыми, проделав над собой огромную, серьезную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнением, не прислушиваются к их пожеланиям. Основой общества является взаимодействие тех и других, их взаимопомощь и взаимопонимание. Это осознание происходит как в семье, так и в группе детского сада. Воспитатель с детьми разбирает такие важные вопросы как: кто ты в нашей группе, кем являются для тебя другие дети и воспитатель; с кем можно играть, кого следует слушаться, можно ли спорить, обижать окружающих, капризничать, отстаивать свою точку зрения, надо ли помогать и ждать помощи от других, что можно сказать взрослому человеку и товарищу, а что нельзя и почему.

Обучение дошкольников правилам этикета осуществляется в два этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения; на втором, даются понятия: « правила поведения», « их нравственная и эстетическая основа». Формирование основ поведенческой культуры происходит следующим образом: педагоги должны дать ребенку: 1) знание правил этикета; 2) понимание его разумности; и необходимости; 3) умение применять его практически; 4) эмоциональное переживание от его выполнения. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным правилом поведения, чувствовал, что хорошо и что плохо.

Формируется поведение, основанное на нормах этикета, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, реальные и специальные ситуации. Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:

  •  Позитивный настрой. Нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и т.д.
  •  Пример взрослых. Ребенок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими.
  •  Связь с семьей. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований педагогов и родителей.

Какие же способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета целесообразно использовать? Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила, например, за столом во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.« Сережа, посмотри, как надо держать в руке нож и вилку...Что надо сделать, когда приходят гости?»

Упражнение. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.

Организация воспитывающих ситуаций. Приближает детей к реальным жизненными условиями, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.

     Поощрение. Он побуждает детей к выбору правильного   поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.   Наказание. Цель наказания - побудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

Пример для подражания. Примером могут быть воспитатели, родители, дети, литературные и сказочные герои.

Словесные методы. Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил. Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Ведь детский опыт еще невелик, поэтому надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Итак, знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, обучать этому детей надо с самого раннего возраста.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Светлячок» г. Советский»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«Что такое этикет?»

Подготовил:

воспитатель  Акишева  Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...