Проект для родителей"Права ребенка"
проект (подготовительная группа) по теме
Проект для родителей"Права ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry.docx | 24.35 КБ |
proekt_dlya_roditeley_prava_rebenka.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Консультация для родителей
«Роль игры в жизни ребенка»
Подготовила: Воспитатель Ахмедова Н.Р. |
г. Пыть-Ях
Консультация для родителей
«Роль игры в жизни ребенка»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Любая дидактическая игра развивает и речь.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.
В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.
Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?
Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.
Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В.П.Новикова.
Литература.
- Эльконин Д.Б. “Психология игры” - М.,1978г.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. “Организация сюжетной игры в детском саду” - М.,1997г.
- Недоспалова В.А. “Растём, играя” – М., “Просвещение”,2003г.
- Бондаренко А. “Формирование социальной активности дошкольника посредством дидактической игры” - Дошкольное воспитание – 1987г. №3 - с.18-22.
- Богуславская З.М., Смирнова О.Е. “Развивающие игры для детей
- дошкольного возраста” - М., 1991г.
- Аркин Е.А. “Ребёнок в дошкольные годы” - М., 1978г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Проект для родителей «Права ребенка в семье»
Выполнила:
воспитатель
Ахмедова Наргис Рахматжоновна
Муниципальное дошкольное
образовательное автономное учреждение
детский сад
общеразвивающего вида «Белочка»
(место работы)
2012г.
г.Пыть-Ях.
Проект для родителей «Права ребенка в семье»
Актуальность
Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Паспорт проекта
- Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
- Тип проекта: информационно-ориентированный
- Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».
ЗАДАЧИ:
- Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
- Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
- Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально — правовыми нормами и правилами поведения.
- Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста.
Задачи для родителей
— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.
— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.
— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.
Перечень основных мероприятий реализации проекта:
- Родительское собрание на тему «Под защитой закона», «Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье».
- Практические консультации для родителей.
- Тематические беседы.
- Оформление стенда « Права ребенка».
- Тематические занятия по правам ребенка.
- « Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», « Мой дом – моя крепость»
- Развлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
Реализация проекта
Коммуникация.
- Задачи:
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
- Беседы о правовых праздниках «День защиты детей» « День семьи»
- Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.звлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
Познание.
Задачи:
- Привлекать родителей к совместно с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению со взрослыми и сверстниками.
Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка
Познавательные беседы «Поговорим о правах ребенка»:
«Что такое право?».
«Права и обязанности в семье«
«Мы — дети разных национальностей»
«Мы разные».
«Я — живу в России»
«Моя семья»
«Мамины помощники»
«Помощники»
Социализация.
Задачи:
- Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
- Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Беседы :
« Роль бабушки и дедушки в воспитании детей».
« Какой ты отец?»
Сюжетно-ролевые игры.
• «Семья»
• «Детский сад»
• «Больница»
• «Школа»
• «Спасатели»
Дидактические игры:
— «Я имею право»
— «Чьи права нарушены?»
— «Назови права героев«
— «Выбери право»
— «Мы разные, но у нас равные права»
— «Дружные ребята»
Труд.
Задачи:
— Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
— Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.
— М/ф « Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена»
— Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии задействованные в правосудии».
— Изготовление атрибутов для игр.
Безлопасность.
Задачи:
— Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т.д, и способами поведения в них.
— Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.
— Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуаций.
— Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»
— Дидактическая игра «Как обеспечить безопастность?», « Если ты поранился», « Пожар 01».
Здоровье.
Задачи:
— Объяснять родителям, как образ жизни семь воздействует на здоровье ребенка.
— На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.
— Дидактичекская игра « Крепыши-малыши»
— Мультфильм « Айболит», « Бегемот который боялся прививок»
Чтение художественной литературы.
Задачи:
- Показывать родителям ценность домашнего чтения.
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
- Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.
Картотека пословиц и поговорок о семье
Чтение:
- А. Рубинов «Ступенька».
- Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
• А. Седугин «Брысь, шапочка!»
• А. Барто «Помощница».
• Л. Толстой «Два товарища».
Музыка.
Задачи: Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.
«Мы на свет родились — что бы счастливо жить» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).
Цель:
— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.
— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
— Развивать умение рассуждать и делать выводы.
— Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
— Прослушивание песни «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий конопатый» и др.
Формы взаимодействия с семьей.
- Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
- Консультация.
- Шпаргалки для родителей».
— «Семь правил для взрослых».
— «Десять заповедей для родителей».
— «Прав ребёнка — соблюдение их в семье».
— «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребёнка в семье».
— «Декларация о правах ребёнка».
— «Понимаем ли мы друг друга».
— «Искусство быть родителем».
— «Жестокое обращение с детьми, что это такое?».
— «Как наказывать ребёнка?»
- Собрание «Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье», «Под защитой закона».
- Папка – передвижка «Права детей».
Ожидаемые конечные результаты:
Повышение интереса родителей и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 2011
2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012
3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22
4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.
5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4
9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: - жить и воспитываться в семье; - знать, кто являет...
Консультация для родителей «Право ребенка на отдых и досуг»
Консультация для родителей «Право ребенка на отдых и досуг»...
Собрание для родителей "Права ребенка – это права взрослого".
Собрание для родителей "Права ребенка – это права взрослого"....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Консультация для родителей «Права ребенка и ответственность родителей по воспитанию детей»
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.Если ребенка стыд...
Консультация для родителей: «Права ребенка и Конвенция о правах ребёнка»
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,...
Консультация для родителей «Права ребенка-это права взрослого»
Документы регламентирующие Права ребенка:- Декларация прав ребенка;- Конвенция ООН о правах ребенка;- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.В нашей стране, кроме...
Комментарии
Проект для родителей "Права ребенка"
Наргис Рахматжоновна! Очень актуальную тему Вы выбрали для проекта. С удовольствием буду смотреть ваши новые разработки.