"Я люблю поговорить!"
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Яковлева Светлана Николаевна

практический материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskladka_po_razv_rechi_ranniy_vozrast.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие мамы и папы!

Обратите внимание на своевременное развитие речи ребенка. Что это значит?

Это, прежде всего, создание условий для максимального развития речи:

  • Общение с ребенком в повседневной жизни (в процессе кормления, умывания, одевания, игр и т.д.);
  • Проведение специальных игр и упражнений, пусть элементарных, кратких по времени, но ежедневных;
  • Исключение из жизни ребенка стрессовых ситуаций. 
  • Нужно помнить, что даже незначительный стресс может стать причиной неправильного развития детской речи (и многих других негативных моментов в жизни ребенка).

В раннем дошкольном возрасте главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов.

Достаточно 2 - 3 раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи.

Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, ребенок хорошо знает предмет (куклу, мишку), но если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Это надо учесть родителям и как можно чаще показывать предмет среди других и давать точное его название.

О понимании ребенком Вашей речи говорит так называемая двигательная реакция ребенка. Что это такое? Вы просите малыша: «Покажи, где петушок. Дай мне петушка». Ребенок смотрит на петушка, а подает, например, мишку. Что это значит? Ребенок не понял Вас? Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ». Не пугайтесь, к 2,5 одам комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость.

Для того, чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом -  не просто рассматривать, а если можно – держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначения признаков предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, принеси мне красный мячик». В этом возрасте важно научить ребенка выполнять поручения. Почаще обращайтесь к нему с просьбами: «принеси куклу Катю», «Подай ложечку, шапочку» и т.д.  Но при этом  родителям следует помнить, что новые действия ребенок выполняет только в том случае, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще Вы будете так заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать Вашу речь и раньше сам заговорит.

Следует использовать разные режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. «Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, Наденем шапочку…».

Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, облегченным словом: машина, собака, автобус и т.д.

Разговаривать с малышом нужно в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Смотри, что делает мама, картошку режет – «чик-чик». Покажи рукой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, «увидит» их значении, а это основа для будущего активного словарного запаса.

Очень много для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом.  Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите, то, что видит ребенок. «Подул ветерок, снежок посыпался на шубку. Смотри, кошка побежала».

Будьте эмоциональны !!!!!

Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес и сосредоточение внимания.

Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка понимания слов – названий и слов – действий. Чуть позже он будет использовать такие слова в своей самостоятельной речи.

Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

50 способов сказать детям "Я тебя люблю!" 50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»

1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидала!5. Лучше, чем все кого я знаю!...

"Я люблю поговорить"

Консультации для родителей по развитию речи малышей: развитие звукопроизношения, учим малыша разговаривать....

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Праздник к Дню Матери в первой младшей группе «Очень маму я люблю, Очень бабушку люблю».

Праздник к Дню Матери в первой младшей группе «Очень маму я люблю, Очень бабушку люблю»...