Играем вместе
статья на тему
Статья для родителей детей раннего возраста. Как играть с ребенком дома?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_vmeste.docx | 264.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ
Больше играйте с ребенком
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии – это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка людей. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.
Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей нужно учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда и т.п.). Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
Какую выбрать игрушку?
Выбирая игрушку, родители, прежде всего, должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полугодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не сможет вставить ключ. «Неинтересная» игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на пирамидку) с умственной (выбор колец в определенном порядке).
Советуем учесть следующее:
- в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
- от 1 года до 2 лет – возраст конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить одну матрешку в другую, можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов – вот подбор игрушек для этого возраста;
- от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. в этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
- с трех лет дети вступают в период вопросов: «Что это?», «Почему?». У них развивается воображение. После трех лет игра значительно усложняется: девочки могут часами играть в куклы, изображая маму, врача, продавца и т.п. мальчики любят быть то летчиками, то шоферами;
- с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, мячи, лыжи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.
Как учить играть и какую игру выбрать?
Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих целях и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.
Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала куклу Машу мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т.д.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: «сделай, как мама, как папа или сестра».
Несколько примеров обучения детей, не умеющих играть:
- Поиграем на гармони (дудочке, барабане). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое.
- Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
- Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
- Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно (на полу). Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.
- Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: «птички полетели». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Поболтаем ножками», «Покачаем головкой» и др.
- Нанизывание колец пирамиды.
- Бросание мелких (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.
- Складывание небольших предметов, игрушек в мешочек. После того, как спрятали игрушки в мешок, можно на ощупь угадывать и доставать предметы из мешочка по очереди.
- Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз – ладони вверх или ладони на ребро – ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи).
Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать, сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...
Памятка для родителей по игре: "Играют дети - играем вместе".
Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В.Менджерицкая.Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, третьи - к...
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры).
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры)....
«Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественны...
Консультация для родителей "Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников"
Развития логического мышления у дошкольниковОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легк...
Коррекционно-развивающие занятия "Играем вместе, вместе растем".
Групповая коррекционно-развивающая программапо формированию и развитию дружелюбных отношений в социуме в средней группе«Играем вместе, вместе растем». 1.Пояснительная записка.В ...