Работа с родителями
консультация (подготовительная группа) на тему

Зайцева Елена Александровна

Рекомендации по проведению речевых, развивающих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Рекомендации по проведению речевых, развивающих игр.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

- Выполнить упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

- Стимулируйте инициативу детей, « не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

На первых этапах таких игр, роль родителей очень высока. От них зависит «эффект» игры, т.к. развивающие игры обладают и большим разнообразием эффектов (а они могут быть далеко не «развитыми творческими способностями», а развитым чем-нибудь другим) в первую очередь это интерес ребенка к игре: заинтересовать кого-либо в чем-либо вообще трудно, у родителей в этом случае есть только один козырь – то в чем необходимо заинтересовать – игра. А  у дошкольников это ведущий вид деятельности.

Это, самое важное условие для начала (с эффективным завершением) какой-либо деятельности (тем более, творческой). Однако кроме этого есть и другие не менее важные условия:

Рекомендации родителям

1)  Игра должна приносить радость и ребенку и взрослым. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение.

2)  Заинтересовать ребенка игрой. Не заставлять играть и не перенасыщать играми. Не делать обидных замечаний.

3)  Не подсказывать.

4)  Прежде чем дать игру ребенку, попытайтесь сами выполнить задание (для определения «трудности»).

5)  Начинать надо с посильных задач.

6)  Если ребенок не справляется с заданием значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучще, если малыш сам начнет выбирать задание с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7)  Каждому играющему ребенку нужен отдельный набор игр для проведения соревнований и т.д.

8)  Игры давать от «простых» к «сложным». Необходимо вести дневник наблюдений за успехами и неудачами ребенка.

9)  Увлечения детей приходят «волнами». Поэтому когда у ребенка остывает интерес к игре «забывайте» об игре, а спустя время (различное) ребенок может сам вернуться к игре, когда ее заметит.

Загадки

Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.

Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.

Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

Поговорки и скороговорки

Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.

Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.

Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Игра "Что бы это значило?"

Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.

Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.

Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

Игра «Скажи по другому» (синонимы) . «Наоборот» (антонимы)

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:

"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:

жесткий - твердый,

печальный - грустный,

смелый - храбрый,

блестеть - сиять,

сердиться - злится,

враг - противник, и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:

жара - холод

добро - зло

друг - враг

здоровый - больной

горький - сладкий

белый - черный

говорить - молчать

смеяться - плакать

ложиться - вставать

закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.

Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

Игра «Продолжаем предложение »

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.

Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.

Наш корабль выплыл в открытое море и тут….

Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели

Принцесса неожиданно проснулась, потому что…

Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Игра «Продолжаем рассказ»

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Игра «Часть – целое»

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт - вертолет, самолет,

колесо - автомобиль, а еще …

руль - велосипед, ….

парус - …

вагон - ….

крыша - …

стрелка - …

кнопка - ….

страница - …

подлокотник - …

каблук - …

козырек - …

карман - …

клавиатура - …

дверь - …

стержень - …

ветка - …

лепесток - …

шишка - …

семена - …

хвост - …

плавник - …

перо - …

клюв - …

панцирь - …

грива - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом - крыша, дверь, …

корабль - …

велосипед - …

троллейбус - …

стол - …

кресло - …

книга - …

компьютер - …

часы - …

авторучка - …

чемодан - …

пальто - …

плита - …

чайник -…

удочка - …

гитара - …

дверь - …

забор - …

качели - …

колос - …

цветок -

дерево - …

гриб - …

жук - …

бабочка - …

собака - …

яблоко - …

кочан капусты -

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.

В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Игра «Четвертый лишний »

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.

Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры.

Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").

2 вариант упрощенной игры.

Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...