Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii2.docx | 19.2 КБ |
yakhina.docx | 16.06 КБ |
yakh.docx | 13.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
- Подавайте к ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
- Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
- Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
- Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему; про животных, об игрушках.
- Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистическими.
- Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
- Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
- Чаще читайте малышу книжки – считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
- Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
- Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
- Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки.
- Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.
Правила дошкольнику «Как обращаться с книгой»
- Книги надо брать чистыми руками.
- Книги нельзя мять.
- Книги нельзя рвать.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
- При чтении книги пользоваться закладкой.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
- Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
- Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
- Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Трудно переоценить такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.
Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший глубоко эмоциональный, характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.
Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример, и если все члены семьи труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой деятельности
Основная проблема общественного и семейного воспитания – его цель. Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке, обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание. Они должны также предусмотреть и будущее ребенка, взгляды которого на жизнь соответствовали бы нравственным идеалам, господствующим в обществе и реализующимся в жизненных установках лучших представителей этого общества.
И в этом смысле трудно переоценить роль наиболее близких ребенку людей как образцов для подражания, склонность к которому – одна из типичных черт ребенка дошкольного возраста. Взрослым важно помнить, что пяти – шестилетний дошкольник, уже умеющий различать добро и зло (в доступных его пониманию фактах и жизненных ситуациях), не может вместе с тем противостоять отрицательным (причем постоянно проявляющимся в разных условиях) примерам, если они исходят от наиболее близких и любимых людей.
Пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне просто осточертело!» - твердит мать. « Зачем выкладываться на работе при такой зарплате?» - повторяет отец.) Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своем, личном, подчас за счет государственного. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные. В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение.
Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних. Дети – члены семьи, и они должны быть, разумеется в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, тем более когда их возраст приближается к пяти – шести годам, требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов; как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать.
Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Много численные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и др.
одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты
- культура деятельности,
культура общения,
культурно - гигиенические навыки и привычки.
По С. В. Петереной, формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Культурно - гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.
Под культурно - гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их ьна четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Наблюдение показало, что большинство детей самостоятельно, без напоминания воспитателя моют руки после прогулки, перед едой. За столом дети сидят аккуратно, не шумят, только двое детей во время приема пищи разговаривают, поворачиваются к другим детям. После прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания воспитателя, а некоторые отказываются прибраться в шкафу. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в групповом помещении, на участке детского сада.
применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений - действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договориться со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки.
Согласно исследованиям С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной, Л. Ф. Островской в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращаться внимание детей на позу, жесты, мимику как показатель сдержанности, подтянутости.
Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща. умение подчиняться требованием взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.
Исследования Т. И. Бабаевой, И. Н. Курочкиной показатели, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремление сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.
В. И. Логтнова, М. А. Саморукова, Л. Ф. Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: эстетическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно - ролевые, дидактические, настольно печатные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.
С. В. Петерина с целью формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры - занятия, игры - инсценировки, игры упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С. В. Петерина считает этические беседы.
Одна из возможных основ этической беседы - художественная литература.
Таким образом, старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Под культурным поведением мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным норм поведения.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.
Процесс развития художественного восприятия очень заметин в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников 5-6 лет появляется способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувства страха в напряженные драматические моменты, чувства облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становиться волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.) с яркими, сильными характерами героев.
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Трудно переоценить такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.
Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший глубоко эмоциональный, характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.
Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример, и если все члены семьи труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой деятельности
Основная проблема общественного и семейного воспитания – его цель. Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке, обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание. Они должны также предусмотреть и будущее ребенка, взгляды которого на жизнь соответствовали бы нравственным идеалам, господствующим в обществе и реализующимся в жизненных установках лучших представителей этого общества.
И в этом смысле трудно переоценить роль наиболее близких ребенку людей как образцов для подражания, склонность к которому – одна из типичных черт ребенка дошкольного возраста. Взрослым важно помнить, что пяти – шестилетний дошкольник, уже умеющий различать добро и зло (в доступных его пониманию фактах и жизненных ситуациях), не может вместе с тем противостоять отрицательным (причем постоянно проявляющимся в разных условиях) примерам, если они исходят от наиболее близких и любимых людей.
Пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне просто осточертело!» - твердит мать. « Зачем выкладываться на работе при такой зарплате?» - повторяет отец.) Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своем, личном, подчас за счет государственного. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные. В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение.
Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних. Дети – члены семьи, и они должны быть, разумеется в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, тем более когда их возраст приближается к пяти – шести годам, требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов; как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать.
Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.
Простые и действенные рекомендации родителям по приобщению дошкольников к миру чтения, которые помогут легко и интересно ввести ребенка в мир чтения![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"...
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению...
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
приобщение дошкольников к чтению...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ
Данная памятка содержит рекомендации для родителей по развитию читательского интереса дошкольников....
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению...
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
Развитие интереса у детей к чтению...
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению
Книга – верный,Книга – первый,Книга – лучший друг ребят.Нам никак нельзя без книжки,Нам никак нельзя без книжки! –Все ребята говорят.(З. Бычков)...