Условия успешной адаптации.
статья (младшая группа) на тему

Косенко Людмила Владимировна

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы  в группе. 2. Работа с родителями , которая ведется до поступления ребенка в детсий сад.  3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период  направленная  на формирование эмоциональных контактов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия успешной адаптации.

  1. Создание эмоционально приятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче продет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детски сад, нужно «одомашнить» группу.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка – это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2-3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

  1. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, и места проведения.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его; если и умеет сам есть, раздеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

В адаптационный период очень важно: проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам малыша и заслужить его доверие; сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий в жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться; найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни; исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.

Энциклопедичность (педагогика, психология, социология, медицина) науки о воспитании детей раннего возраста требуют от современной педагогов не только умений, но и мудрости, не только знаний, но и милосердия, не только тепла и любви к ребенку, но и высокого гуманизма, полноты личностного самовыражения.  Красота человеческих отношений лежит в основе воспитания ребенка любого возраста, но особенно значима для самых маленьких.

Используемая в статье литература:

1.Теплюк  С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание. -2006, №3.

2. Жадинец  М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. 1990, - № 5.

3. Галанов А.С. Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей / А.С. Галанов. – М.: Школьная пресса, 2002.

4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое  пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2006.