стендовая информация "Развитие математических способностей"
консультация по теме

Сивова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы психолога Или как сделать игрушку для развития математических способностей у ребёнка своими руками Геометрическая доска - замечательное пособие для изучения ребенком основ геометрии, а также для овладения им школьными навыками, такими как действие по образцу. Для ее изготовления вам понадобятся : - деревянная доска (фанера) - винты с гайками - дрель - банковские резинки для денег разных цветов (продаются в магазинах канцтоваров) План работы: Разметьте на доске квадратики равного размера (например, 2*2 см). Просверлите по углам квадратиков отверстия дрелью. Теперь проденьте в отверстия винты, закрутив их гайками, таким образом, чтобы они располагались в углах квадратов большего размера (например, 6*6 см). Более простой вариант изготовления геометрической доски - использовать вместо винтов канцелярские кнопки с длинной головкой или вбить по углам квадратов гвоздики.

Слайд 2

Доска готова! Пора приступать к занятиям. Ребенок может создавать на доске геометрические фигуры разной формы и размера, измерять/сравнивать периметр и площадь фигур, придумывать сложные узоры. Либо вы можете сделать из бумаги карточки, начертив на них аналогичные квадраты. После этого вы цветными фломастерами/карандашами рисуете на карточке какой-то узор, а ребенок повторяет его на доске . Ваш психолог Сивова Анна Сергеевна 89141213612


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнение 1 Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый. Задание : "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)". Упражнение 2 Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9. Задание : "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть .)". Советы психолога. Задания на сравнение Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения. Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы психолога. Задачки в стихах Родителем бывает достаточно трудно привить ребёнку любовь к математике. Часто в детском саду дети испытывают трудности именно в освоении сенсорно-математического материала. А к началу школьного обучения и вовсе пропадает мотивация к решению задач и примеров. Психологи рекомендуют использовать не стандартные способы и методы обучения математики, а игровые и развлекательные приёмы . Так, например, занимательные задачки и задачки в стихах помогут вызвать интерес ребенка к скучным видам деятельности Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое - маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей?

Слайд 2

Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки. Жили-были у жилета Три петли и два манжета. Если вместе их считать Три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет! У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки - три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять?

Слайд 3

С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не за будь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? Белка на елке грибочки сушила, Песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать хлопот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, два масленка, Три веселеньких опенка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит. А лисичек ровно шесть. Ты попробуй все их счесть!» Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца ?

Слайд 4

Занимательные задачи Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат? - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели) - В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной). - На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Слайд 5

И напоследок… Самое главное, чтобы развитие математических способностей было непринуждённым нравится ребёнку; Все задания начинать с фразы: «А давай!..» Или «Представляешь, что я придумала для тебя…»; Вспомните, что вы чувствовали, когда вам навязывали скучные занятия и спросите себя, как вам нужно было тогда преподнести материал, чтобы вам хотелось заниматься; Ищите математику во всём окружающем нас мире и показывайте ребёнку, например: «Смотри, было три машины, одна уехала…» Или: « Посчитай, сколько и чего мы сегодня купили в магазине…» Ребёнок будет занят полезным делом, которое к тому же ему нравится Психолог Сивова Анна Сергеевна 89141213612


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое оно логическое мышление? Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации : матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора). Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые". Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация – основа математики!!! Научите ребёнка классифицировать, и тогда в дальнейшем у него не будет проблем с математикой. Здания на классификацию встречаются нам каждый день, просто мы придаём мало значения им. Классификация создаёт порядок в детской комнате, её понимание учит режиму дня. Ну, а в школе классификация на каждом шагу, то есть на каждом уроке!!! Можно классифицировать: - по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); - по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.); - по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые); - по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.); - по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д. Упражнение 1 Материал : несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета). Задание: "Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)". Упражнение 2 Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются. Задание: "Попробуй снова разделить фигуры на две группы". Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: "Эти - круги, эти - квадраты". Взрослый обобщает: "Значит, разделили по форме".

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто лишний, или начало математики… Упражнение 1 Материал : рисунок фигурок-рожиц. Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?" Упражнение 2 Материал : рисунок фигурок МЫШЕК Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Вторая фигурка.) Почему она лишняя?" Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет.

Слайд 2

Слагаемые Упражнение 3 Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой. Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их". Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем). В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала). Упражнение 5 Материал: 4 одинаковых треугольника. Задание : "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек ? Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Слайд 2

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать ) Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков? Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую. Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой ? Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис? Ваш психолог Сивова Анна Сергеевна 89141213612


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без логики нет математики!!! Советы психолога по развитию математических способностей и логического мышления К концу дошкольного возраста и началу обучения в школе начинает формироваться логическое мышление. Дошкольник владеет лишь его элементами. Поэтому ему очень трудно бывает выполнить такие простые, как нам кажется, математические операции. Ведь всё, что касается математики, связано с логическим мышлением. Так как же развить и то и другое??? Предлагаем вам занимательные задачки для развития логического мышления и математических способностей.

Слайд 2

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Говорят, учиться никогда не поздно. Скажу вам больше – чем раньше, тем лучше. Правы те, кто считают, что ребёнка нужно воспитывать до трёх лет, после кризиса трёх лет это станет намного труднее. Но и в три года, как раз такой период, когда самому сложному можно научить ребёнка. Итак, математика! Вырежьте из плотной бумаги комплекты фигурок животных или игрушек, например, кукол, матрешек. Все фигурки в комплекте должны быть разного размера и цвета. На листе бумаги нарисуйте домики, тоже разных размеров . Советы психолога. Обучение счёту (математике детей дошкольного возраста)

Слайд 2

«А теперь поиграем с мишкой…» Мишки идут на прогулку . Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым. (подчеркните интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самого маленького. И, наконец построим по росту всех остальных. Если ребенок затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой .Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: "кто у нас второй?" "Филя". Кто у нас последний, шестой?" - "Мотя". Найти домик для каждого мишки . Смысл игры тот же - расставить предметы по росту и поупражняться в порядковом счете. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем подбираем по размеру домики для них. Ищем игрушку . Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрешку, которая стоит перед синей (после зеленой, между желтой и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий «перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет вашему ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Слайд 3

«Посчитайка» Считай, не ошибись! Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе. Найди игрушку. Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет. Знакомимся с цифрами. Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку . Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что бы вы не предложили ребёнку, делайте это от души, испытайте удовольствие общения с малышом. И тогда обучение математике пойдёт гораздо быстрее. Успехов! Ваш психолог Сивова Анна Сергеевна 89141213612 Счет на слух. Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен. Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..." Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов. Угостим зверюшек. Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек. Группы зверюшек можно изменять 3-4 раза за одно занятие.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадайка . Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше". У кого больше. В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше. «А ещё такие математические игры…»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы психолога. Развиваем маленького математика!!! Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет. 1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный". 2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики". 3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Слайд 2

Упражнения, развивающие способности ребенка 5-6 лет к анализу и синтезу Упражнение 1 Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)". Упражнение 2 Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата. Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)". Упражнение 3 Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3. Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)". Упражнение 4 Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники). Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку ,Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация , аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без логики нет математики!!! Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова , система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Стендовый доклад "Зарождение способностей к изобразительной деятельности у детей младшего возраста с помощью нетрадиционных техник рисования"

Зарождение способностейк изобразительной деятельностиу детей младшего возрастас помощью нетрадиционных техник рисования...

Стендовый доклад "Математическое содержание игровой деятельности"

Математическое содержание игровой деятельности...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...