Психическое здоровье дошкольника и телевизор
консультация на тему

            Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»?

            Проанализировав сколько времени дети проводят у  экрана, мы пришли к выводу, что дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6  часов в день.  При этом наибольшее количество времени приходится на вечер. Как выяснилось, домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем дети посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль», «ЧП» и т.д. Какую же информацию получают наши дети?

            В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, похищения людей и т.д.)

            Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_televizora_na_rebyonka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                       

                                       

                                             

            Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»?

            Проанализировав сколько времени дети проводят у  экрана, мы пришли к выводу, что дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от2 до 6  часов в день.  При этом наибольшее количество времени приходится на вечер. Как выяснилось, домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем дети посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль», «ЧП» и т.д. Какую же информацию получают наши дети?

            В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, похищения людей и т.д.)

            Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

           Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.д. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый  может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребёнка, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

           Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

          В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочисленной трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов.

Родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

         Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми. Ребёнок вспоминает тот способ агрессии. Который он видел на экране, и начинает действовать так же.

         Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности , могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяет семья и общение со сверстниками.

        Исследования Х. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще всего подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствуют насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

         В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

В современном законодательстве разрешается в начало детских программ рекламное видео и поэтому ребёнку больше запомнится информация о каком-нибудь шампуне, чем впечатления от увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео.  Но для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате такой подход тормозит развитие психических  функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

         Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

         И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. И взрослых это вполне устаивает.

В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

         Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

         Классические российские мультипликационные фильмы, показывают в основном с 6 – 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали  Человек-паук, Терминатор,  черепашки ниндзя, Бэтмен и другие  - ведь эти монстры представлены как самые романтические герои, которым хочется подражать.

        Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же, что и герои мультиков. Такая тенденция опасна для детской психики. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в роли друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

         Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятие о добре и зле, справедливости и дружбе.

                Психическое здоровье дошкольника и телевизор.

                                 Рекомендации для родителей.

- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

- Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).

- Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

- Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

- После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильмов, вылепить из пластилина.

- Таким образом, признавая необходимость телевидения в жизни каждого родители должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока  на психику ребёнка.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...

Консультация для родителей "Психическое здоровье дошкольника и телевизор"

Наставления родителям о вреде частого и длительного просмотра телевидения, а так же о выюоре передач для ребёнка"...

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...

Психическое здоровье дошкольника и телевизор

Психическое здоровье дошкольника и телевизор...