"Во что бы поиграть?"
консультация (средняя группа) на тему
Список игр для развития фонематического слуха и закрепления букв для детей дошкольного возраста и правил для родителей, которые хотят научить своего ребенка читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Во что бы поиграть?
Наши детки всегда хотят играть — это абсолютно правильно, ведь именно в игре они познают этот мир. Не нужно думать, что если дети играют, они «занимаются ерундой». Нет, в игре дети узнают и правила поведения, и особенности окружающих их предметов и явлений, и огромное количество полезной информации. Конечно, игры бывают разные. В детском садике мы достаточно хорошо выучили гласные буквы, я предлагаю Вам несколько вариантов игр, которые помогут детям их лучше запомнить и провести время с пользой и удовольствием.
- «Слова». Деткам пока сложно быстро определить последний звук слова, поэтому мы играем в упрощенный вариант: я называю звук, с которого дети называют слово. Можно называть абсолютно любой звук, не только гласный. Можете играть по очереди: сначала Вы задаете ребенку первый звук слова, а потом он Вам. Можете пару раз ошибиться, чтобы ребенок Вас исправил — не бойтесь потерять его авторитет: ребенку будет приятно, что и он может чему-то научить Вас. Если эта игра пойдет быстро, можете начинать играть в слова по обычным правилам: нужно по очереди называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.
- «Как много слов». Предложите детям внимательно осмотреться вокруг и называть все предметы, называние которых начинается с заданного Вами звука. В этой игре возможны варианты: можете сами собрать предметы и попросить ребенка определить, почему Вы сложили их вместе, при этом ребенку нужно будет немного помочь: попросите его называть эти предметы или назовите их сами. Можете собрать предметы, названия которых начинаются с двух разных звуков, и попросите ребенка разложить их в разные места, например, на стол положить предметы, называния которых начинаются со звука [с], а в корзинку положить предметы, названия которых начинаются со звука [к].
- «Накорми». Мы часто играем в эту игру в группе. Волшебное животное ест то, что начинается с заданного звука. Предложите ребенку придумать, чем можно накормить это животное. При этом, дети совершенно нормально относятся к тому, что животное ест то, что в принципе не съедобно, ведь животное волшебное, поэтому есть оно может и диваны, и облака, и все, что придет в голову. Это даже весело.
- «Поезд». Эта игра помогает детям научиться определять место звука в слове. Мы определяем три позиции звука в слове: в начале, в середине и в конце. Поэтому в паровозе едут все предметы, называния которых начинаются с заданного звука, в среднем вагоне — те предметы, в названиях которых звук находится в середине, а в последнем — те предметы, которые заканчиваются на заданный звук. В данной игре поезд можно заменить на любой другой «составной» предмет: елка из трех веток или снеговик, шкаф с тремя полками или домик с тремя этажами.
- «Цветочная полянка». Мы учимся дифференцировать гласные и согласные звуки: если при произнесении звука для воздуха, выходящего изо рта, есть преграда, этот звук согласный, если преграды нет, то звук гласный. Гласные звуки обозначаются красным цветом (это красные цветы), согласные — синим (синие цветы). Мы поливаем цветы капельками с предметами, начинающимися с того или иного звука. Цветы можно заменить на любые другие предметы, окрашенные в красный и синий цвета: машинки, корзинки, домики и т.д.
- «Пишем на спине». Часто дети пишут буквы «в другую сторону» - в зеркальном отображении. Это связано с проблемой в пространственной ориентировке. Чтобы ее избежать, нужно задействовать не только визуальный канал восприятия, но и другие, как можно больше. В данном случае предлагается кинестетический канал восприятия: Вы пальцем пишете на спине ребенка букву, а он определяет, какую именно букву Вы написали. Пока пишите только гласные буквы, попозже можно будет начинать согласные: м, н, п, б, с, т. Вы можете предложить ребенку писать на Вашей спине. Я думаю, что Вам самим будет интересно определять буквы, кроме того, Вы проверите, правильно ли ребенок пишет.
- «Складываем буквы». Дома всегда много всяких маленьких предметов. Предложите ребенку сложить из них заданную букву. Кроме закрепления букв это будет развивать фантазию ребенка, он увидет, что использовать предметы можно по-разному.
- «Допиши». Напишите часть буквы, и предложите ребенку ее дописать. В эту игру можно играть и дома, используя бумагу и карандаш, и на улице — писать мелком на асфальте или палочкой на песке. Используйте части буквы так, чтобы из них можно было сделать несколько разных букв: а, и или у, о или э.
В процессе игр помните несколько простых правил:
- Старайтесь не играть с теми звуками, которые ребенок плохо произносит. Произношение — это основа фонематического слуха. Если ребенок неправильно произносит звук, он может также неправильно его слышать, что потом приведет к ошибкам в чтении и письме — ребенок будет заменять правильный звук тем, который он привык произносить вместо него. Пока дикция не исправится, старайтесь играть с теми звуками, которые ребенок говорит хороошо.
- Когда Вы будете начинать играть со звуками, произносите слова с грассацией нужно звука, то есть произносите его дольше и громче других, независимо от позиции этого звука в слове. Так ребенку будет проще его услышать и определить.
- Мы пока учим именно звуки, поэтому и буквы нужно называть названием звуков — не «бэ», «ша», «эс», а [б], [ш], [с]. Иначе ребенок просто запутается и потом будет читать с ошибками.
- Многие согласные бывают мягкие и твердые. Помните, что это два разных звука. Если Вы просите ребенка назвать, с какого звука слово начинается или на какой заканчивается, следите, чтобы он назвал Вам правильный вариант.
- Не заставляйте ребенка сразу начинать читать. Существует мнение, что ребенок должен начать читать, как можно раньше, но это не так. Каждый ребенок начнет читать, когда придет время. Если у ребенка будет хорошо развит фонематический слух, и чтение, и письмо для него будут простыми и понятными. Но если ребенок будет пытаться читать прежде, чем научится слышать звуки в слове, это будет для него (и для Вас) большой проблемой, которая только отвратит ребенка от этого занятия. Ребеное не будет правильно произносить звуки, будет путать их и их место в слове и при чтении, и при письме. Согласитесь, что всегда проще научиться правильно, чем потом переучиваться.
- Если Вы начали с ребенком читать, учите его читать по слогам, а не по буквам. Буквы, образующие слог, сначала прочитывайте отдельно, а затем обязательно соединяйте вместе. А еще следите за тем, чтобы ребенок понимал, что он читает — очень многие дети механически соединяют звуки в слова, не понимая, что это что-то означает. В этом случае помогите ребенку — произносите слово по слогам сами, постепенно увеличивая слитность слогов, пока ребенок не услышит знакомое слово. И не пытайтесь сразу читать длинные слова, вспомните свое детство: «мама мыла раму».
Я желаю Вам удачи в освоении этой сложной науки — научить ребенка читать. Но, когда ребенок научится этому, книга станет для него огромным наслаждением!
«Чтение — вот лучшее учение!» А. С. Пушкин.