«Спи, моя радость, усни»
консультация (подготовительная группа) на тему

 

Консультация для родителей

Тема:

«Спи,

моя радость,

усни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spi_moya_radost_usni.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема:

«Спи,

моя радость,

усни»

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Знакомство с народным творчеством начинается для детей с колыбельных песенок. Детям нравится, когда берешь куклу на руки и ласковым, нежным голосом начинаешь припевать, покачивая ее:

«Баю-бай, баю-бай, Ты собачка, не лай, Белобока не скули, Мою дочку не буди»

Помимо убаюкивания, они еще несут богатейшую информацию, начиная со звуковой. Как могло получиться, что на огромной территории существует лишь два начала колыбельных песен: «Баю-бай» да «Люли-люли»? Случайность здесь напрочь исключена. И начало, и продолжение колыбельных заключает в себе много магического, заклинательного, предназначенного для охраны, для защиты ребенка. Даже сейчас, когда бытует лишь несколько наиболее известных колыбельных - «Про волчка» да «Про кота», - когда внимание уделяется больше внешней стороне песенки, чем ее смыслу, можно поразиться тому, как много колыбельных посвящено тому же коту. За что такая честь коту? Может, потому он так часто упоминается в колыбельных, что кот и ребенок чем-то связаны? И играют они вместе, и мурлычет кот — убаюкивает, боль снимает. Но главное (не случайно ведь кота в новый дом первым впускают), он самое здоровое место в жилище находит и там укладывается. Приметили это место - потом уж и входить можно, а впоследствии на этом месте колыбель ставить.

А сколько ласкательных слов в колыбельных песнях, сколько хороших пожеланий! Казалось бы, в чем отличие этих незамысловатых старинных песенок от нынешних? Любой детский врач ответит вам, что ребенку крайне необходимы и такие слова, и такие интонации, и поглаживания. Он растет более спокойным, более здоровым. Уж не говоря о том, что подспудно впитывает информацию, которая нужна на протяжении всей сознательной жизни.

В народном творчестве все так устроено, что ребенок до этих лет прочно усваивает и роли членов семьи, и обязанности. Начиная с тех же колыбельных: «Зыбаю, позыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пенки мыть,

Дедушка - дрова рубить,

А бабушка - уху варить,

Тебя, деточку, кормить».

И уж, будьте уверены, все запомнится: разделение обязанностей, подкрепленное жизнью, останется в голове. А из народной колыбельной девочка, укладывая младшего, узнает и навсегда запоминает устройство постели для малыша: «Кладу в головы подушки,

Рипачок по бочок.


До соломки тукачок -Высыпайся, ангельчок».

Р1 не только это, но и чем кормить, как от крика избавить, заговорить: все это есть в фольклоре, в том и кроется его историческая ценность. Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то ведь не перестала существовать!

«Баюшки-баю, баю, милую, баю славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку! Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождаются ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. Название колыбельных песен произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название - «байки», которое произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.

В колыбельной отражались тревоги матери о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда — пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов.  Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных: «Аи, люли, люли, люли, Прилетели к Вале гули».

Исследователи фольклора (П.Шейн, В.Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные близки к заговорам. Слову над колыбелью придавали значение заклинания. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам - Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами:

«Ходит Сон по лавочке        В красной рубашечке,

Уж ты, Сон-Дрема, Поди сыну в голова!»

Русский исследователь А.Ветухов писал, что Соня в колыбельных представляется усталым путником, ищущим покоя и места для отдыха, но не во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: присущими ему чарами он убаюкивает дитя. Иногда колыбельные отражали исторические события. В песне звучала тревога матери за сына, которому


предстоят воинские подвиги. Иногда мать запугивала плачущего ребенка страшным букой, стариком, волком, чтобы овладеть его вниманием.

По типу повествования колыбельные песни разделяются на императивные и повествовательные.

Имдеративные - представляют монолог, обращенный к ребенку с пожеланием сна или к другим персонажам (животным, Сну, Дреме) с просьбой помочь укачать ребенка.

Повествовательные песни содержат рассказ о животных, бытовую зарисовку, описание колыбели, что сближает их со сказочками.

Можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста.

К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды. В песне мать иногда всг.оминала о своей жизни, о девичестве и начинала мечтать о приданом для своей дочери, хотя та еще лежит в колыбели. «На всех ступенях развития, — писал А.Потебня, - потребность счастья, блеска, могущества требует удовлетворения, хоть в мечте» (цит. по кн.Ветухов А. Народные колыбельные песни. — М., 1892. — с. 127). К первой группе отнесем и песни с пожеланием богатства, с описанием богатства колыбели.

Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращение с просьбой помочь укачать ребенка к коту, голубям (гулям), галкам, к животным, мешающим малышу спать, - к петушку, собачке. Особенно часто встречается обращение к коту. Он имеет привычку долго спать, поэтому его стали воспринимать как носителя сна. В колыбельных часто голубь помогает укачать ребенка. В народной поэзии голубь - символ нежности, кротости. Воркование голубей утешает ребенка, убаюкивает.

К третьей группе можно отнести колыбельные с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомона.

В   колыбельной   описывается   одежда   Сна   и   Сонихи.   Эти   сказочные
персонажи одеты по образу и подобию людей:
«Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке,
;        А Сониха по другой

Сарафанец голубой. Баю, баю, баю, бай Поскорее засыпай».

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем для себя и для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "Спи, моя радость, усни!"

Рекомендации для родителей...

Спи, моя радость, усни.

Консультация для родителей о пользе колыбельной песни....

Спи, моя радость, усни…..

Дорогие родители! Вы, конечно, хотите,чтобы Ваш ребёнок вырос счастливым, добрым, отзывчивым, чтобы он был более успешен в жизни, менее подвержен страхам и агрессии? Пойте ему колыбельные песни!...