Консультация для родителей,"Адаптация детей к детскому саду"
консультация (младшая группа) на тему
1. Правила адаптации.
2. Первый в жизни коллектив.
3.Ох уж этот режим.
4.Рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптация детей к условиям детского сада »
Задачи консультации:
1. Правила адаптации.
2. Первый в жизни коллектив.
3.Ох уж этот режим.
4.Рекомендации родителям
Первый в жизни коллектив.
Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое время будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем все наладится.
Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом!
14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
2. Ох уж этот режим!
Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей - какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять все правила детского сада.
Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом, но стараться не гладить его, не трогать, что бы ребенок засыпал самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка «сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.
Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.
От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это еще не произошло, то можно (на усмотрение педагога, в каждом детском саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила, 2,5 - 3 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что - бы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника - была временная мера предосторожности.
Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.
На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени приходит мама.
На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день, если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем - кушать. Если же ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время препровождения в садике удлиняется.
Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не раня психику ребенка.
За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы ребенок не привык, и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.
Привычки у детей уходят сами по себе - рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Адаптация к детскому центру — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
Желательно обучить ребенка до начала посещения детского центра элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в детском саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в детский сад ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского центра под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в детском саду могут возобновиться после болезни, праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности со специалистом устраивать перерыв в середине недели.
В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь, спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим!
При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2) психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он может
быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3) социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, становится менее самостоятельным.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность:
1) лёгкая – около месяца требуется ребёнку, чтобы приспособиться к новым условиям;
2) средняя – ребёнок приспосабливается за два месяца;
3) тяжёлая – ребёнок приспосабливается за три месяца;
4) очень тяжёлая – около полугода и более, .
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: возраст,
состояние здоровья,
умение играть,
умение общаться со взрослыми и сверстниками,
одинаковый режим в датском саду и дома.
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:
неумение себя обслужить,
отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками,
неумение занять себя игрушками,
наличие вредных привычек,
различный режим ДОУ и семьи.
Призовите на помощь сказку или игру – это во многом поможет при плохой адаптации.
Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот момент.
Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании.
Вот несколько советов.
- И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.
- Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
- У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
По выходным играйте с детьми в напольные игры:
«Дорога от дома к детскому саду, «Наш дом», «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад».
Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей в это период – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
После преодоления трудностей поведение ребёнка нормализуется, он вернёт себе утерянные в острый период достижения и начнёт демонстрировать новые знания и умения.
И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо
Рекомендуемая литература.
1.Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…// Дошкольное воспитание, 1998, №4.
2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду" у"
Особенности детей во время адаптации к детскому саду. Рекомендации для родителей....
консультация для родителей "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ"
Материал для родительского собрания или на информационный стенд....
консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду"
Консультация для родителей.«Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в детский сад или продолжать воспитывать ...
Консультация для родителей. «Адаптация детей в детском саду».
Консультация для родителей.«Адаптация детей в детском саду»....
Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду».
«Период адаптации – первый шаг в детском саду!»...
Консультация для родителей Адаптация детей в детском саду "В помощь родителям!"
Что такое адаптация? Как преодолеть трудности адаптации и детям и родителям....