Консультация для родителей. Все о закаливании. Средний возраст.
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Закаливание - это система закаливающих мероприятий
в режиме дня ребенка, а не использование
отдельных закаливающих процедур.
Этот активный процесс, предполагающий
намеренное использование холодных воздействий с
целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в первую очередь тренировку физиологических механизмов регуляции. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать ребенка нужно постоянно и только всем вместе – дома и в детском саду.
При выборе закаливающих процедур важно правильно оценить состояние ребенка, его функциональные возможности. С этой целью ученые предложили специальные группы, к которым следует отнести каждого ребенка:
I группа – дети здоровые, ранее закаливаемые;
II группа – дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
III группа – дети, имеющие хронические заболевания, после длительных заболеваний. К этой же группе относятся часто болеющие дети.
Для II группы можно пользоваться любыми рекомендациями, указанными в литературе, для I группы – любыми, вплоть до интенсивных методов закаливания (обширное обливание холодной водой, обтирание снегом, чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия (сауна, баня).
Принципы закаливания по III группе – это частые повторения и непродолжительное воздействие фактором закаливания (вода, воздух, солнце)
Давайте познакомимся с основными правилами закаливания.
1. Понимание необходимости закаляться стало убеждением. Только тогда можно воспитать такую привычку к выполнению закаливающих процедур, как привычка умываться, чистить зубы и т.п. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который и приводит к успеху.
2.Систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный перерыв значительно снижает ранее достигнутое состояние закаленности. Закаливание не следует прекращать даже в случае легкого заболевания, можно лишь изменить его дозу.
3.Длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличить постепенно.
Каждая новая процедура вначале должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании воздействия закаливающей процедуры. Наоборот, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет должного эффекта, во втором – возникает состояние дискомфорта, которое может привести к заболеванию.
4.Учет индивидуальных особенностей организма.
У детей разная чувствительность к температурам. Один и тот же фактор может вызвать у одного легкий насморк, а у другого – серьезную болезнь. Эти различия зависят от особенностей строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы. Так, у детей с уравновешенным характером устойчивость к холоду вырабатывается быстрее, чем у импульсивных.
5.Хорошее настроение во время закаливающих процедур.
При положительных эмоциях отрицательные эффекты, как правило, не возникают. Все процедуры должны выполняться «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды снижена или повышена. Учет эмоционального состояния, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их желательными. Иногда говорят: «Если врачей не хватает и до них долгий путь, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, умеренность в пище и покой».
6.Используйте весь комплекс природных естественных факторов – воду, воздух и солнце.
7.Учет климатических условий конкретного региона, где человек живет постоянно. Интенсивность закаливающих процедур не может быть одинаковой, например, для детей Краснодара и Воркуты или Орла и Якутска. Это объясняется тем, что климат конкретного региона формирует специфический тип терморегуляции у человека и определяет его чувствительность к холоду. Поэтому существующие схемы закаливания надо воспринимать не как догму, а как ориентиры
Примерная схема традиционного закаливания детей среднего возраста.
Не специальные (в повседневной жизни) | Специальные | Противопоказания | |
ВОЗДУХ | Температура помещения 22 градуса | Специальные воздушные ванны продолжительностью 3-5 мин. До 10-15 мин. Начальная температура воздуха 23-25 гр., конечная – 21-20гр. | Острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребенка. Последствия глубокой недоношенности |
Одежда соответствующая температуре воздуха. | |||
Сквозное проветривание в отсутствие детей (5-7 мин.) | Ослабленным детям продолжительность воздушных ванн не более 5 мин. Ежедневно 1 раз в день без смены температурного режима. | ||
Воздушные ванны при смене белья после дневного, во время умывания, во время специальных занятий. | Во время проведения воздушных ванн дети находятся в движении целесообразно проведение подвижной игры, хороводной игры, ходьбы по массажным коврикам. | ||
Прогулка 2 раза в день при температуре: зимой -15гр., летом –до 30гр. | |||
Дневной сон при открытом окне (летом), и открытой форточке (зимой). | |||
ВОДА | Обширное умывание водой комнатной температуры | Влажное обтирание варежкой | Острые инфекционные заболевания. Активные формы туберкулеза. Некоторые хронические заболевания (почек, сердца идр.) |
Общее обливание: начальная температура +35гр.. постепенное снижение температуры воды (каждая неделя на 1 градус ниже) , конечная температура обливания 28 гр. | |||
Купание детей водой комнатной температуры 36-35гр. с последующим обливанием водой на 1-2гр. ниже. Растирание теплым сухим полотенцем. | Местное обливание ног продолжительностью 15-20 сек. Начальная температура - +30, конечная- +18-16гр. | ||
Местное обливание ног водой контрастных температур (36-35гр.; 24-25гр.; 36-35гр.) Постепенно снижение температуры холодной воды до 20гр. | |||
Полоскание рта и горла водой комнатной температуры. |
Не специальные (в повседневной жизни) | Специальные | Противопоказания | |
СОЛНЦЕ | Пребывание в кружевной тени деревьев или кратковременное пребывание на солнце не более 5-6 мин. в день. | По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, но в течении дня может составить суммарно 40-50 мин. | Острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хроничкие и острые заболевания (желудочно- кишечного тракта, туберкулез легких и др.) Температура воздуха свыше 30 градусов. |
Ходьба по дорожкам «Здоровья» | |||
Пальчиковая гимнастика | |||
Артикуляционная гимнастика | |||
Дыхательная гимнастика с произнесением звука на выдохе, с использованием дидактического материала (листочков, снежинок, бабочек, жучков на ниточке и др.) |
Своеобразным методом проверки эффективности закаливающих процедур могут явиться наблюдения родителей.
Если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предположить, что это происходит от того, что мы плохо закаливаем малыша зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок часто бывает раздетым, ходит босиком и т.д., его кожные рецепторы действуют, а терморегуляция тренируется.
Если же ребенок болеет и летом и зимой, необходимо проявить большее внимание и терпения и не надеяться на то что все ваши проблемы можно решить сразу. Результаты появятся после длительного и систематического закаливания.
Следует помнить! Первый эффект в снижении острой заболеваемости проявляется только через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект – только через год!
Десять советов родителям по закаливанию.
1.Никогда не заставляйте делать ребенка то, что вызывает у него сильные отрицательные эмоции.
2.Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вы сами ни за что не согласились бы выполнить.
3.Не забывайте, что закаливание- это физиологическая адаптация, а стало быть, зависит не только от вашего желания, но и от возможностей детского организма.
4.Не перескакивайте через этапы в процессе закаливания: это не только ведет к психоэмоциональному напряжению, но и способно вызвать у ребенка стойкое отвращение к предлагаемым ему упражнениям и процедурам.
5.Любая адаптация, в том числе и закаливание, требует повышенных ресурсов. Особенно в такой период организм нуждается в витаминах. Летом и осенью проблем с этим нет, а зимой постарайтесь, чтобы у ребенка всегда были в достатке апельсины, бананы, яблоки, а чай после душа лучше пить с лимоном.
6.Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, это всего лишь означает, что его иммунитет еще не полностью окреп. Придется начинать все сначала после его полного выздоровления, и, может быть, неоднократно. Зато каждый следующий раз будет легче: ведь вам уже известна эта дорога, по крайней мере ее часть!
7.Начинайте закаливание ребенка с самого простого и приятного - обтирания мягким влажным полотенцем в жаркий летний день. Это доставит ребенку удовольствие, и у него установится положительная связь между процедурой закаливания и собственными ощущениями. В дальнейшем это поможет и вам.
8.Будьте примеров вашему малышу. Помните, что на ребенка большое впечатление производит ваш собственный пример. Если вы кутаетесь в десять одеял при малейшем сквозняке, как огня боитесь холодной воды, никогда не ходите в баню, предпочитая собственную теплую ванну, то все ваши усилия закалить ребенка окажутся тщетными. Попробуйте пройти все процедуры вместе с ним – вам обоим это доставит в конце концов удовольствие.
9.Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко, удобно и сухо. Если он укутан в лишнюю одежду, это лишь ограничивает его подвижность и приводит к потливости, а это- полпути к простуде. Если зимой мороз ниже 10 градусов, то шерстяная одежда предпочтительнее меховой. Летом, весной и осенью главное- чтобы не намокли ноги: проверяйте, сухие ли носки
(чулки, колготки) у ребенка, когда он вернулся с прогулки. Прочная обувь не роскошь, а средство сохранения здоровья.
10.Занявшись закаливаем ребенка, не устраивайте соревнований с родными, соседями и знакомыми и не позволяйте другим членам семьи втянуть вас в подобную конкуренцию. Никогда рекорда вам поставить все равно не удастся, а вот испортить хорошее дело ненужным ажиотажем можно очень легко. Не переживайте, если другим детям что-то лучше удается, чем вашему, помните поговорку: «Цыплят по осени считают».
Если вы вместе с вашим ребенком обошлись без простуд в течение полугода - это уже успех, и его надо не спеша закреплять и развивать. К тому же все дети разные, каждый – индивидуальность, и темп развития у каждого свой. И вообще: «Тише едешь – дальше будешь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Закаливание детей раннего возраста"
Консультация для родителей о закаливании детей раннего возраста....
Консультация для родителей на тему:"Закаливание детей раннего возраста"
Тема: "Закаливание детей раннего возраста". Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к небла...
Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста "
Здесь описаны самые простые, но в то же время значимые способы закаливания с указанием температурного режима....
Консультация для родителей:«Возрастные особенности детей среднего возраста (4-5 лет)»
консультация для родительского собрания...
Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста"
В материале описываются основные принципы закаливания, общие правила закаливания и закаливание в домашних условиях....
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии детей среднего возраста»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое сред...
Консультация для родителей Возрастные особенности детей среднего возраста
Консультация для родителей Возрастные особенности детей среднего возраста...