Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
« Психологическая готовность к школе»
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.
Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих:
- Мотивационная готовность
- Эмоциональная готовность
- Волевая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Социально - психологическая готовность
Мотивационная готовность
Важно рассказывать детям о том, что именно значит – быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка « внутренней позиции» школьника.
Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое.
- Наличие познавательных интересов( чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
- Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно – занимательным элементам деятельности;
- Эмоционально – благополучное отношение к школе.
Эмоциональная готовность
У дошкольников мы часто сталкиваемся с их страхами перед школой: они боятся , что их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.
Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие школу, процесс учения которых сопряжен с большим количеством отрицательных эмоций, накладывающих, в свою очередь, отпечаток и на младшего ребенка – дошкольника.
Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например говорит: « Боюсь, что к моему ребенку учителя будут относиться слишком строго и дети будут его обижать. А он ранимый».
Ваши эмоции и эмоциональная готовность ребенка требует постоянных усилий, умение сдерживать свои импульсы. Однако это не означает, что нужно « рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни , необходимо объективно оценивать возможности и способности своего ребенка. Такой подход будет ориентировать вашего малыша на самосовершенствование.
Проявляется:
- В разнообразии переживаний ребенка;
- В способности правильно реагировать на похвалу и порицание;
- В умении сдерживать и регулировать проявления своих чувств;
- В преобладании положительных эмоций.
Волевая готовность
К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.
Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. в этом может помочь игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций : мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи.
1. Мышление
До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:
- знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
- различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
- знать цвета;
- понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
- уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.
2. Память
Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.
3. Внимание
Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.
4. Воображение
Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.
И самое главное : постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Социально - психологическая готовность
- сформированность отношения к взрослому как к учителю
- сформированность общения и взаимоотношений со сверстниками
- усвоение правил поведения в обществе, умение решать конфликтные ситуации
- умение произвольно управлять своим поведением
Предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.
Заключение:
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....