Работа с семьёй
статья на тему
Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции. Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semyoy_po_teme.docx | 118.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваленко Ирина Алексеевна, воспитатель, I квалификационная категория.
МБДОУ "Детский сад присмотра и
оздоровления № 39". "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье».
«Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя» Л.Н.Толстой.
Актуальность темы: Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение - 30%, Детский сад - 10%, улица- 10%. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции. Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры. Родина всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи. Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников воспитательно - образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
- В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной». Постепенно переходя к таким категориям как «Отечество, " «Россия», «Семья», где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются будущие гражданине. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», (статья №18.1) Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: Формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране. Родители призваны решать задачи :
- Способствовать формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.
- Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.
- Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
- Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников в семье:
- Эвристическая среда в детском саду и в семье;
- Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;
Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно- патриотического воспитания детей.
Поговорим о нравственных ценностях в семейном воспитании:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй .
Воспитание маленького патриота Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своёй страны, своего города и своей семьи.
Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания"
А. В. Запорожец.
Библиографический список использованной литературы:
1. Зверева О.Л. : "Родительские собрания в ДОУ", - АЙРИС ПРЕССС, Москва, 2006г.
2.Зенина Т.Н. "Родительские собрания в детском саду",Педагогическое общество России, Москва, 2007 год.
3. Ушинский К.Д..: Избранные педагогические сочинения, - Москва, 1974год.
4. Запорожец А.В..: "Эмоциональное развитие дошкольника", - Москва, 1985год.
5. Мохонева М.Д..: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста". - Москва, 2004 год.
6. Чиркова С. В. : "Родительские собрания в детском саду", - "ВАКО", Москва, 2011г.
Приложение № 1
Тестирование родителей
"Мой стиль воспитания ребёнка в семье"
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а). дадите ребёнку другое блюдо;
б). разрешите выйти из - за стола;
в). не выпустите из - за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:
а). идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б). погрустите вместе с ребёнком о его утрате;
в). успокоите ребёнка словами: " не стоит расстраиваться из - за пустяков".
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять вашу просьбу. Вы:
а). без слов выключите телевизор;
б). спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать выполнять просьбу;
в). пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а). уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место: "пусть поскучает без них";
б). предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...".
в). накажите ребёнка лишением игрушек.
5.Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая , что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:
а). отчитываете ребёнка , показывая своё недовольство его поведением;
б)говорите ребёнку, что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду;
в). пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как - то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Посчитайте, каких ответов больше- а, б,в. "А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей. "Б" - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. "В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы - порицание и наказание.
Памятка для родителей:
"Основы нравственно - патриотического воспитания в семье".
- Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
- Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
- Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
- Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
- Поддерживайте у ребёнка показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т. д.
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"
"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...