Работа с семьёй
статья на тему

Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.    Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной  социокультурной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyoy_po_teme.docx118.45 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко Ирина Алексеевна,  воспитатель,                                                                                         I квалификационная категория. 

МБДОУ "Детский сад присмотра и

                                                                                                           оздоровления № 39".                                                                                                                                    "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье».

«Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы  воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя»                                                    Л.Н.Толстой.

Актуальность темы: Социологические исследования показывают, что  на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение - 30%, Детский сад - 10%,   улица- 10%. Воспитывая ребёнка,  родители  надеются вырастить из него достойного человека. Каждому  родителю хочется  гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.    Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной  социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине  следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил  поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры.  Родина  всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции.  А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с  природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка  вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи.  Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи  к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая  семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь  родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников  воспитательно - образовательного процесса.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым  дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

  • В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой,  начиная с того, что принято называть "Малой Родиной». Постепенно переходя к таким категориям как «Отечество, " «Россия», «Семья», где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются  будущие гражданине. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», (статья №18.1) Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем  детском  возрасте.                                                                                                           Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: Формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране.                         Родители призваны решать задачи :
  • Способствовать  формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.
  • Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.
  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
  • Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по   воспитанию патриотизма  дошкольников в семье:
  • Эвристическая среда  в детском саду и в семье;
  • Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;

Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно- патриотического воспитания детей.                                                                                    

Поговорим о нравственных ценностях  в семейном воспитании:

Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.

нравственные потребности начинаются:

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о  добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. 

процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй .

Воспитание маленького патриота                                                                                         Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своёй страны, своего города и своей семьи.

Нравственное воспитание - это сложный педагогический                                        процесс в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые                                                                                      характеризуют    развитого взрослого человека и                                                        способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.  Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием  социальных условий жизни и воспитания"

А. В. Запорожец.

Библиографический список использованной литературы:

1. Зверева О.Л. : "Родительские собрания в ДОУ", - АЙРИС ПРЕССС, Москва, 2006г.

2.Зенина Т.Н. "Родительские собрания в детском саду",Педагогическое общество России, Москва, 2007 год.

3. Ушинский К.Д..: Избранные педагогические сочинения, - Москва, 1974год.

4. Запорожец А.В..: "Эмоциональное развитие дошкольника", - Москва, 1985год.

5. Мохонева М.Д..: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста". - Москва, 2004 год.

6. Чиркова С. В. : "Родительские собрания в детском саду", - "ВАКО", Москва, 2011г.

Приложение № 1

Тестирование родителей

"Мой стиль воспитания ребёнка в семье"

1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а). дадите ребёнку другое блюдо;

б). разрешите выйти из - за стола;

в). не выпустите из - за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а). идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;

б). погрустите вместе с ребёнком о его утрате;

в). успокоите ребёнка словами: " не стоит расстраиваться из - за пустяков".

3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять вашу просьбу. Вы:

а). без слов выключите телевизор;

б). спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать выполнять просьбу;

в). пристыдите ребёнка за несобранность.

4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а). уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место: "пусть поскучает без них";

б). предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...".

в). накажите ребёнка лишением игрушек.

5.Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая , что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:

а). отчитываете ребёнка , показывая своё недовольство его поведением;

б)говорите ребёнку, что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду;

в). пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как - то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.                              Посчитайте, каких ответов больше- а, б,в. "А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей. "Б" - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. "В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы - порицание и наказание.

Памятка для родителей:

"Основы нравственно - патриотического воспитания в семье".

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
  • Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  • Поддерживайте у ребёнка показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т. д.
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.                                                                                         Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"

"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...

2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...