Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Тимофеева Оксана Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  "ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕМЬЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей45.5 КБ

Предварительный просмотр:

      КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

          «ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕМЬЕ»

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

         Одним из эффективных способов обогащение словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

         Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. В начале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.

         В процессе игры (например, с разрезными    картинками)                   целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки6 на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».

         Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

                              Словесные игры

          Что в мешочке?

          В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

         Р е б е н о к (вытаскивает предмет говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Эго можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

           О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ?

         Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

         Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

         Для диалога характерны короткие неполные предложения реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

         В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

         В з р о с л ы й. Какое сейчас время года?

         Р е б е н о к. Весна.

         В з р о с л ы й. Какие птицы прилетают к нам весной?

         Р е б е н о к. Весной из теплый стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

         С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

         Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий, ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

         Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки,     развиваются медленнее и становятся молчаливыми и замкнутыми.

         Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

         Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах,  он учится вспоминать, связывать предложения.

         Развитие диалогической речи способствует игра «Телефон».  Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему для диалога. Например, «Знакомство».

         Р е б е н о к. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

         В з р о с л ы й. Извините, с кем я разговариваю?

         Р е б е н о к. С вами разговаривает Дима.

         В з р о с л ы й. Дима, мама дома?

         Р е б е н о к. Нет, мама еще не пришла с работы.

         Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользоваться монологической речью.

         Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.

         Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинами паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со    всеми его признаками. Качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картин, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

         Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щеки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

         Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего он сделан?», «Для чего он нужен?»

         Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

         После 6 лет ребенка необходимо научить сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковка; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

         Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно должен составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям.  Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посередине комнаты, имеет четыре ножки квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».

         Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место «путешествия».

         Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации к художественным книгам с рассказами, сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивают ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

         Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно продумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

         Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

         Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

         Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

         

       

          Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушки или дедушка и другие члены семьи.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  5.  Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или не магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2 –3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
  7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

       

         

          Пожелания родителям

  1. Чаще и больше разговаривайте с ребенком.
  2. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.
  3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи какой?», «А если бы…», «Придумай слово».
  4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
  5. Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений и рассказов.
  6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку. Используйте словарь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...